все о профессиональном звуке

Как живешь, прокатный цех?

Компания Live Sound – признанный лидер в российской индустрии технического обеспечения мероприятий и проката сценического оборудования. Все крупнейшие концерты и шоу страны проходят при ее участии.

О проблемах и перспективах отрасли с генеральным директором компании Юрием Соколовым беседовал Анатолий Вейценфельд.

Фото статьи

- Какой путь прошел прокат в России за 20 лет, что в нем изменилось, как он развивался? Что прокатчики могли и чего не могли 20 лет назад, и что могут и чего не могут сейчас?

- Мы прошли очень большой путь. 20 лет назад прокат только начинался, и могли мы не так уж много. То есть все, что и тогда требовалось, мы делали, но технический уровень мероприятий был проще. Было много энтузиазма, а технических возможностей было мало. Поэтому сами что-то придумывали, изобретали, ведь многого не было. Сейчас ситуация кардинально изменилась, и она проста: техническое вооружение мощнейшее, можем абсолютно все – но идей ноль.

То есть сейчас выполняемы любые райдеры?

Практически да. Здесь все есть. Возможны только какие-нибудь завихрения в бытовом райдере или чисто музыкантские капризы – клавиши определенного цвета и тому подобное. Или экзотические вкусы какого-то конкретного артиста или его звукорежиссера. Вот приезжал Хосе Каррерас, и видимо у него сменился звукорежиссер, потому что раньше заказывали все сплошь цифровое, а тут пришел райдер полностью аналоговый, причем там все винтажное. Тут есть проблема, но я думаю, это и на Западе будет проблемой, потому что там одни музейные экспонаты заказаны, 20-летней давности. Но мы все затребованное так или иначе найдем и поставим. Хотя обычно такие вещи возят с собой в тур.

- А относительно современного западного проката и уровня его возможностей и развития – где мы находимся?

- Не могу говорить за всю Россию, но если взять Москву, то мы находимся впереди западного проката. Уровень технического обеспечения, его сложность и количество превосходят средние западные компании. Наши возможности сравнимы с оснащением мировых титанов этого бизнеса. Единственное исключение – какие-то особые авторские решения, вроде «Цирка дю Солей» или сверхсложные решения в части сцены, и то не уверен. Но в целом никаких технологических проблем для создания самых крупных шоу у нас нет. Скажем, Универсиада в Казани - полностью российский проект, авторы, инженеры, персонал. Шоу Мадонны, «Раммштайн» – мы могли бы вполне выполнить их райдеры. Возможно, за исключением пиротехнической части. В общем, в России есть все и на самом высоком уровне – звук, свет, экраны, видеопроекция, сцена, риггинг, специальные компьютерные программы и так далее. Режиссер может найти любое оборудование для любых задач. Еще и существует жесткая конкуренция среди наших прокатчиков. В Москве пять-шесть компаний высшего уровня, в Питере две-три, по разным городам России есть, например, «Орион» в Барнауле – компания с обученным персоналом и современным оборудованием, в Перми, и так далее.

- И все это в полной мере востребовано?

- Вот тут как раз я и вижу проблему! Пользовательский уровень невысок и почти не растет. Потребители не ставят перед нами те задачи, которые мы может решить. Полет фантазии наших режиссеров, звукорежиссеров, художников ниже наших технических возможностей. У нас в стране нет продюсеров! Нет шоу-бизнеса, как не было, так и нет. Была когда-то постперестроечная волна ищущих новые краски и решения артистов, потом вторая волна (Земфира, «Мумий Тролль»), а потом ничего такого не появилось. Масштабных шоу наших артистов нет, да и концертов стало меньше. Фестиваль Alpha Future People – исключение, но там очень серьезный бюджет и заказчик. Но даже за умеренные деньги можно сделать технологически насыщенное шоу. И среднебюджетный концерт у нас по использованию видеопроекции и экранов не уступает Европе. Но при этом обычный рядовой концерт выглядит технически проще.

Что у нас чаще востребовано – заказ аппаратуры по райдеру на отдельный концерт или аренда оборудования для тура?

Современные технологии типа виртуального саунд-чека лучше применять в туре, а у нас мало ездят в туры из нескольких концертов с одним комплектом оборудования. И это проблема еще и из-за размеров страны и отсутствия дорог, ведь если пустить несколько трейдеров с оборудованием по России от Москвы до Дальнего Востока, можно себе представить, что в итоге от этого оборудования останется. Поэтому шоу не возят, а делают по райдеру на другом оборудовании в каждом месте заново, и оно делается несложным – по экономическим причинам. Ведь совсем другое дело, когда можно проект, шоу или постановку создать один раз и потом провезти по нескольким городам и в итоге окупить. В этом причина того, что творческий продакшн у нас отстает от западного, в отличие от оборудования, которое у нас само современное. Техника есть, а настоящий шоу-бизнес как индустрия у нас так и не сформировался.

На что вы ориентируетесь при закупке нового оборудования? Качество звука, надежность, ремонтопригодность?

Мы коммерческая компания и ориентируемся на спрос. То есть на райдер. И для меня основной параметр – это надежность. Какой смысл говорить о нюансах звучания, если аппарат может отказать? Говорить о микшерах, что этот звучит, а этот не звучит, может быть, можно в студиях. На концерте гораздо важнее другие вещи. Да, звукорежиссеры любят посмаковать, но я в этом смысле коммерсант, который должен обеспечить безотказную работу техники на концерте. Все прочее – дело субъективного вкуса. И для людей с разными вкусами мы держим огромный парк пультов и акустики всех брендов и моделей. А обсуждать с ними, какой прекрасный звук у этого микшера и ужасный у того, я не буду, мне это просто неинтересно. И спорить с заказчиком, убеждая его, что лучше взять вот это, а не то, я не буду. Я на всех пультах и на разной акустике слышал и прекрасные результаты, и ужасные. Гораздо больше зависит от акустики зала, от работы системного инженера и звукорежиссера, ну и от игры музыкантов. А вот когда мы работаем собственные проекты, не по заказному райдеру, тут у нас давно все решено, и именно по критерию надежности – мы используем консоли Yamaha.

А как вы решили при вашем гигантском парке оборудования и количестве мероприятий проблему с сервисом?

Сервис в России отсутствует полностью. Сколько бы дистрибьютор чего не обещал, ничего не сделают, продадут и забудут. Все имеющиеся здесь сервис-центры – это очень долго, дорого, бесконечное ожидание запчастей… Поэтому мы и другие прокатные компании ремонтируем все сами, у нас есть свое ремонтное подразделение, там работают четыре человека. В этом смысле очень удобно работать с L-Acoustics, они торгуют запчастями как автомобильными. Есть каталог запчастей и по нему можно купить абсолютно все, от ручек и уголков, шурупов и поролона до магнитов, головок, конденсаторов и т.п. Но изменилась и техника – например, усилители чинить уже нет смысла, что-то там перепаивать, мы пользуемся модульными системами, заменяем их, и все. К тому же мы уже ушли от аналоговых усилителей, и давно применяем ШИМ-усилители, это общее требование райдеров и рынка. Хотя к ним иногда высказываются претензии по звуку, но мы не ретро-компания для узкого круга гурманов.

А как вас затронула глобальная смена частотных диапазонов в радиомикрофонах? У вас же наверняка большой парк радиосистем на тех частотах, которые теперь отняты?

Это была полная катастрофа. Что-то мы сумели поменять, что-то не сумели, иногда работаем еще на старых системах, где это получается. И главное – кто сказал, что еще раз не поменяют частоты, и что на этих работать хорошо? Это затронуло всех, весь мир, наши западные коллеги в таком же шоке. Но воевать с интернетом, с широкополосными сетями невозможно. И мы все находимся в промежуточном состоянии. Конечно, переоснащаемся, закупаем новое, но сразу все поменять невозможно. И еще момент – на официальных мероприятиях и вообще там, где это можно, мы вообще не ставим радиомикрофоны, а старые добрые проводные. А если мероприятие с высшими лицами, мы говорим их специальным службам, чтобы они ставили свои проверенные микрофоны. Тогда они за это отвечают, а мы их только коммутируем на вход.

А соответствуют ли наши кадры в этой области требованиям времени и технологиям?

Нет, не соответствуют. Тут замкнутый круг – для того, чтобы вырастить такие кадры, надо больше сложных проектов, сложных задач. И конечно, нужен более высокий уровень образования. Ведь техническое обеспечение мероприятий – это высокотехнологичная сфера, смежная со строительством. А уровень образования в стране съехал вниз. Когда мы начинали, все сотрудники компании Live Sound были с высшим образованием! А сейчас мы вынуждены делать курсы, потому что приходят школьники, которые не знают ничего, а дипломированные инженеры к нам не очень идут, потому что работа тяжелая, на площадке.

А присутствует ли государство в сфере технического обеспечения мероприятий – регулированием, лицензированием, контролем и т.п.?

Никак не присутствует, осмысленной политики никакой нет. Конечно, на нас распространяются все стандарты по части электричества, сертификатов, сценических конструкций и т.д. На каждой площадке мы должны выдавать пакеты документов, соблюдать технику безопасности. И мы ее соблюдаем. Вообще технологическая сторона в нашем шоу-бизнесе на высоком уровне. Составляются нагрузочные чертежи на крышу, конструкции, расчеты электронагрузки, инженеры их согласовывают с местным главным инженером, сдаются акты замера изоляций, так на любой площадке.

Государство эту сферу, эту индустрию замечает?

Хорошо, что не замечает. Когда оно начинает что-то замечать, это кончается запретами, заорганизованностью. К счастью, это не так.

Но ведь есть странные кампании, у которых бывали несчастные случаи. То лазерами ослепили публику, то сцену уронили, то колонки…

Я практически не соприкасаюсь с такими компаниями низшего ценового уровня, но сейчас заказчик всегда имеет возможность выбрать нормальную проверенную компанию с доступными ценами, особенно сейчас, когда цены вынужденно опускаются, а оборудования больше, чем потребность в нем.

Имеет ли место демпинг в отрасли проката?

Конечно, компании хотят выживать, сохранять персонал, кто-то брал кредиты на приобретение оборудования, а мероприятий стало меньше, и многие вынуждены опускать расценки ниже прежних… а кто-то еще ниже.

А заказчики, то есть артисты, коллективы, они стремятся экономно провести концерты или все же ставят на первое место качество?

Если говорить про нынешний момент, то конечно, экономия на первом месте. Но вообще сейчас все очень поляризовано – зритель пойдет или на какое-то мегасобытие выдающегося артиста, и тут все делается на высшем уровне, или на простой клубный концерт незвездной группы, где оборудование будет без излишеств. А вот у исполнителей среднего класса концертная активность заметно снизилась.

Замечаете ли вы стремление заказчиков упростить райдеры

Нет, я вижу стремление сохранить в запланированных год назад проектах задуманный технологический уровень, и мы соглашаемся сделать этот проект на задуманном уровне даже за меньшие деньги, но без всякого технологического упрощения. Тут ведь ситуация такая  - или требовать прежние большие деньги, но тогда проект не состоится, и не заработает никто, оборудование будет лежать на складах, а персонал сидеть без работы и терять навыки и квалификацию. Или адаптироваться к новым финансовым условиям и стараться максимально сохранить загрузку и занятость персонала. Я не думаю, что технологическая насыщенность мероприятий сейчас снизится, ведь оборудование уже есть, зачем его держать на складах, ведь есть и моральное устаревание. Так что прокатчикам придется идти навстречу заказчикам и рынку, и снижать цены.

Изменились ли отношения с промоутерами?

Практически нет. Промоутеры ведь тоже разные. И жизнь их тяжела. Промоутеру и артисту надо сделать интересный продукт, и при этом заработать, это же не благотворительность. Поэтому вряд ли промоутеры являются двигателями прогресса в области высоких технологий шоу-бизнеса, у них на это нет бюджета. Хотя государство иногда может выступать в роли промоутера. Жаль, что Олимпиада прошла мимо российских продакшн-компаний и всем там занимались иностранцы. Не знаю, почему такое решение принял Первый канал, но наших там было очень мало. Наши работали вокруг Олимпиады, но открытие-закрытие делали почти полностью иностранцы.

Сейчас, по вашим словам, российская отрасль насыщена современным оборудованием высокого класса. Надолго ли этого хватит?

Проблема технологического дефицита может возникнуть, но не сейчас, а лет через пять-семь, если экономическая ситуация не исправится. Тогда уровень технического оснащения отрасли может пойти вниз, не будет каких-то новинок.

Сейчас создана ассоциация прокатчиков, она называется Ассоциация компаний по техническому обеспечению мероприятий. Насколько актуальна и нужна такая структура?

Я пока не очень понимаю целей такой организации, и вокруг чего они будут объединяться. Всякие профсоюзные и представительские задачи – это несерьезно. Хотя в отрасли все конкурируют, но при этом все нормально общаются, не припоминаю вообще никаких скандалов и серьезных конфликтов между прокатными компаниями, а текущие разногласия всегда решаются в обычном общении. Но я стану поддерживать такую организацию, если она займется главной проблемой отрасли – обучением кадров, преподаванием, подготовкой технического персонала. Мне кажется, подобные организации должны прежде всего заниматься подготовкой кадров. Курсы повышения квалификации с привлечением лучших специалистов, иностранных гостей, представителей компаний-производителей оборудования – вот на что надо обратить основное внимание. Необходимы также мастер-классы творческих специалистов – звукорежиссеров, дизайнеров. База данных, биржа труда для кадров - это тоже нужно и полезно. Вот такие вещи я бы стал поддерживать материально и участвовать в этом, если бы видел список мероприятий, темы семинаров и приглашенных специалистов. Ведь и повышение квалификации – этого недостаточно, нам нужно давать новичкам базовое образование, потому что мы тратим много времени и сил, чтобы готовить людей с базовой подготовкой.

А высока ли текучка в отрасли?

Высока, причем мы ведь и сами увольняем людей, которые не прогрессируют. Мы ведь часто берем молодежь со школьным образованием, которые не имеют никаких технических знаний, и даем их этим ребятам. Ведь практически нет профтехучилищ, нет молодежи со специальностью монтажник, электрик. Последние годы я готов брать всех, кто хочет работать. Но не все могут.

А имеет ли смысл, к примеру, Ассоциации выходить на государственные структуры с предложением о введении обучения, по таким специальностям?

Чтобы создать какое-нибудь профтехучилище, в котором будет современное сертифицированное обучение, тогда надо выходить на правительство. И такие училища очень нужны, и эти люди точно найдут себе работу. Но в принципе народ должен сам оплачивать свое обучение, ходить на всякие курсы, семинары. Вам скажет любой прокатчик – почти нет людей с базовой подготовкой, и всех приходится учить прямо на площадке, причем серьезным вещам, связанным с безопасностью. А это электрика, это подъемное оборудование, это крепеж конструкций и т.д. и т.п. И мы платим такому стажеру зарплату, но при этом его обучаем, а это он нам должен бы платить за обучение. И если обучение таким вещам возьмет на себя специализированное учебное заведение, это будет правильно. Нам как производственникам не до обучения, это вынужденная мера.

Как будет развиваться концертно-прокатная отрасль в ближайшее время?

Иностранных звезд будет приезжать меньше, и это шанс нашим артистам завоевывать публику. Но публика у нас в хорошем смысле избалована, и это значит, что нашим артистам надо пытаться делать высококачественный сценический и музыкальный продукт. Однако это уже вопрос творческий, его надо обращать к артистам.

10 ноября 2015

Анатолий Вейценфельд

Пока никто еще не оставлял комментарии. Вы можете быть первым.

Возможность оставлять комментарии доступна только для зарегистрированных пользователей.

Новые статьи

Итоги XIX Конкурса имени Бабушкина

18 мая 2022

Церемония награждения лауреатов

11 мая 2022

Участники XIX Всероссийского Конкурса творческих работ студентов-звукорежиссеров им. Виктора Бабушкина

10 апреля 2022

Положение о Девятнадцатом Всероссийском конкурсе творческих работ студентов-звукорежиссеров имени В.Б. Бабушкина

02 марта 2022

149 конгресс AES – научные результаты

10 января 2021

Звукорежиссеры на Национальном открытом чемпионате творческих компетенций Artmasters

30 октября 2020

148 конгресс AES - научные результаты

12 августа 2020

Стереофонические микрофонные системы

01 июля 2020

Аналоговые системы шумоподавления

19 июня 2020

Результаты XVIII Всероссийского Конкурса творческих работ студентов-звукорежиссеров им. В.Б. Бабушкина

02 мая 2020