все о профессиональном звуке

Новые нормы и методы регулирования громкости вещания Часть 2

Практическое руководство в области нормирования громкости звуковых сигналов в телерадиовещании в Российской Федерации

4.2. Этап агрегации контента

Поскольку в современном телерадиовещании все активнее используются файловые рабочие процессы, на этом этапе также необходимо применять технологию нормализации громкости. Базовый принцип остается тот же: рекомендуется нормализация громкости и контроль динамического диапазона источника, особенно для вновь создаваемых программ, анонсов и рекламы. Тем не менее, поскольку метаданные являются неотъемлемой частью систем, обрабатывающих файлы, можно использовать решения, опирающиеся на их изменение.

 Медиафайл может поступать через процесс загрузки, передачи из внешнего сервера или из файлового архива. Нормализацию громкости для систем, обрабатывающих файлы, можно реализовать, например, используя программное обеспечение с соответствующим алгоритмом. Для имеющихся программ (архивного материала) существует 4 варианта нормализации громкости:

Фактическое изменение уровня громкости всех аудиофайлов до целевого уровня.

Изменение уровня громкости только «по требованию».

Использование результата измерения уровня громкости для регулировки уровня при воспроизведении без изменения исходного уровня громкости.

Передача корректных метаданных громкости потребителю, где производится нормализация.

Выбор решения зависит от таких факторов, как инфраструктура, рабочие процессы, управление медиафондами, наличие подходящего оборудования, финансовые ресурсы, время и т.д.

Сразу после поступления медиаматериала необходимо провести измерения уровня Громкости программы, Диапазона громкости и Максимальных уровней истинных пиков – трех основных параметров звука, определенных в настоящих Рекомендациях и EBU R 128. Для очень короткого контента (<30 сек), такого как анонсы и рекламные ролики, также необходимо измерить и сохранить Максимальный уровень мгновенной громкости и Максимальный уровень кратковременной громкости. В зависимости от результатов этого измерения, последующего метода нормализации громкости и соответствия допустимому диапазону громкости вырабатывается схема обработки, состоящая из «компоновочных блоков» или «основных задач». Ниже приведены общие блок-схемы рабочего процесса.

Рис 1 Блок обработки Громкости программы (Programme Loudness)

Фото статьи

Рис 2 Блок обработки Диапазона громкости (LRA)

Фото статьи

Рис 3 Блок обработки Максимального уровня истинных пиков (Maximum True Peak Level)

Фото статьи

Три базовых компоновочных блока, показанных выше, лежат в центре любого процесса контроля качества файлов в отношении технических параметров его звукового содержания. В начале любой потенциальной обработки измеряются три параметра: Уровень громкости (Loudness Level, Lk), Диапазон громкости (Loudness Range, LRA) и Максимально допустимый уровень истинных пиков (Maximum True Peak Level, Max TP). Результат этого первичного измерения определяет дальнейшую обработку.

Возможно несколько разных сценариев:

1) Все три параметра в норме.

Рис 4

Фото статьи

Это идеальный результат измерения: Уровень громкости программы минус 23 LUFS, Диапазон громкости в пределах, определенных вещателем (в зависимости от жанра и/или платформы распространения), а Максимально допустимый  уровень истинных пиков равен или ниже максимального значения для выбранной платформы распространения.

Рис 5

Фото статьи

Уровень громкости программы выше минус 23 LUFS. Нормализация осуществляется операцией регулировки усиления (понижения уровня):

Усиление (dB) = (Lk целевой уровень - Lk измеренный уровень)

(Пример: измеренный Lk = -19.4 LUFS; целевой уровень Lk = -23 LUFS; необходимое усиление будет (dB) = (-23-(-19.4)) = -3.6. Max TP уменьшается на ту же величину, что и Lk).

3) Уровень громкости программы ниже минус 23 LUFS.

Рис 6

Фото статьи

После повышения усиления нужно пересчитать Максимально допустимый уровень истинных пиков (исходный Max TP +Max TP), так как он потенциально может находиться выше допустимого предела. Если новый Max TP превышает допустимый предел, необходимо выполнить ограничение истинных пиковых значений, которое должно быть выполнено согласно унифицированному блоку обработки истинных пиков. Если такое ограничение невозможно или нежелательно (или потенциально слишком серьезно), в этом случае значение Lк оставляется на исходном низком уровне и применяется соответствующая установка метаданных громкости (ниже минус 23 LUFS, отражая исходный уровень громкости). Это требуется для полнофункциональной системы, поддерживающей метаданные (например, Dolby Digital или MPEG 4).

4) Громкость программы ниже минус 23 LUFS, а Диапазон громкости шире внутреннего допуска для жанра или платформы распространения.

Рис 7

Фото статьи

Уровень Громкости программы можно обрабатывать согласно пункту 3. Диапазон громкости подлежит обработке (унифицированный блок LRA) и, таким образом, потенциально снижает Max TP. Хотя Max TP может превышать допустимый лимит при применении положительного сдвига усиления, обработка Max TP может не требоваться из-за снижения LRA. Поэтому необходимо вычислить Max TP во время процесса снижения LRA.

5) Диапазон громкости шире допуска для жанра или платформы распространения.

Рис 8

Фото статьи

Как сообщалось ранее, компрессор с низким порогом и очень умеренным коэффициентом может использоваться для уменьшения LRA (унифицированный блок Диапазона громкости). Для файлов применяются преимущественно автоматические процессы с «целевым LRA». Альтернативно, результат измерения LRA может активировать предустановку динамического компрессора с параметрами, аналогичными вышеуказанным. Max TP может лишь уменьшиться, поэтому нет необходимости обработки истинных пиковых значений.

6) Максимально допустимый уровень истинных пиков (Maximum Permitted True Peak Level) превышен.

Рис 9

Фото статьи

Превышение уровня минус 1 dBTP влечет за собой риск дальнейших искажений (например, в цифро-аналоговом преобразователе, конвертере или кодеке с уменьшением скорости потока). Согласно унифицированному блоку Max TP ограничение истинных пиковых значений осуществляется путем понижения Max TP. Существенно ли изменится в результате этого громкость программы, зависит от числа и размера затронутых пиков.

Любая другая комбинация результатов первичного измерения LRA и Max TP входит в процессы, уже описанные в вышеупомянутых сценариях.

4.3 Этап формирования эфирного сигнала

Контроль уровня громкости и необходимая нормализация на этапе формирования эфирного программы должна осуществляться на конечном участке тракта АСК, непосредственно перед передачей сигнала для дальнейшего распространения. Такая обработка осуществляется с помощью аппаратного устройства, позволяющего реализовать нормализацию громкости без потерь. Для прямого эфира нормализация должна быть основана на непрерывном измерении громкости в течение суток.

Коррекцию следует применять в следующих случаях:

• Если долговременный уровень громкости сервисов MPEG-1 Layer II определенной вещательной организации отличается от целевого уровня минус 23 LUFS, описанного в EBU R 128.

• Если долговременный уровень громкости сервисов HE-AAC определенной вещательной организации отличается от целевого уровня минус 23 LUFS, описанного в EBU R 128, на основе применения параметра Decoder Target Level (target_level, определенного в ISO/IEC 14496-3) на уровне минус 23 LUFS.

• Если долговременный уровень громкости сервисов AC3/E-AC3 (брендовое  название Dolby Digital и Dolby Digital Plus) определенной вещательной организации отличается от уровня воспроизведения звука минус 31 LUFS согласно ETSI TS 102 366, на основе применения Decoder Target Level of -31 LUFS стандарта Dolby.

4.4. Этап цифрового распространения эфирного сигнала

Нормализация громкости на этапе распространения устраняет долговременные отличия между уровнем громкости, установленным на различных теле- и радиоканалах. В этом случае все теле- и радиоканалы имеют постоянную громкость, что исключает необходимость регулировки громкости зрителем/слушателем при переключении с канала на канал. На рисунке ниже изображена блок-схема цифрового головного узла с интегрированной нормализацией громкости. Из этой схемы можно вывести ее применение в определенных платформах – например, IPTV или спутниковом распространении.

Рис  10 блок-схема узла с интегрированной нормализацией громкости

Фото статьи

Метод применения нормализации громкости в радио- и телевизионных системах распространения требует три компонента:

1. Блок измерения.

2. Блок управления.

3. Блок адаптации.

Блок адаптации может быть интегрирован в мультиплексор DVB или аналогичное устройство обработки цифровых сигналов. Блоки измерения и управления также могут быть интегрированы в один аппарат. Адаптация уровней громкости также может при необходимости производиться путем контроля входного усиления кодеров. Перекодирование в один формат компрессии, однако не считается предпочтительным решением из-за потери качества и нерентабельности.

Система нормализации громкости может поддерживать один или более кодеков. Процесс адаптации уровня громкости зависит от типа кодека:

• Непосредственно цифровых данных в аудио потоке MPEG-1 Layer II.

• Непосредственно в сопроводительных метаданных для AC3/E-AC3 и HE-AAC.

Ниже приведен метод оценки необходимости адаптации.

Громкость декодированных сигналов непрерывно измеряется в течение суток с разбивкой на 24 блока по 1 часу. Время начала блока 1 - 03:00, блока 24 - 02:00 следующего дня. Причина использования ночного времени – минимальное влияние на ежедневные программы. В отдельных блоках применяется интегральное («I») измерение согласно EBU Tech 3341. Это значит, что для измерения должны использоваться параметры, описанные в Рекомендации EBU R 128, включая гейтирование ниже полученного долговременного уровня громкости, без гейтирования и дополнительное гейтирование с использованием абсолютного порога на уровне -70 LUFS. Последнее гарантирует корректную работу функции гейтирования, когда до или после коротких  фрагментов следуют длинные периоды без модуляции. Для оптимальной стабильности измеряются только входящие сигналы (принцип упреждения).

При использовании AC3/E-AC3 и/или HE-AAC метаданные, показывающие уровень громкости, постоянно включены в измерение для восстановления уровня громкости воспроизведения. Измерительная система должна применять опорный уровень громкости минус 31 LUFS для кодеков AC3/E-AC3 и минус 23 LUFS для кодеков MPEG-1 Layer II и HE-AAC. Для систем AC3/E-AC3 (это должно достигаться с помощью параметра «Dialnorm». Для HE-AAC это должно достигаться с помощью параметра Programme Reference Level (prog_ref_level, согласно ISO/IEC 14496-3) и параметра Decoder Target Level (target_level, согласно ISO/IEC 14496-3) на уровне минус 23 LUFS. Если поток HE-AAC не содержит метаданных громкости, необходима вставка новых данных или перекодирование (если громкость не соответствует минус 23 LUFS ±1 LU).

Проверяются 24 блока в сутках и значения блоков в пределах 2 LU от максимального значения интегрируются в полномочную зону (power domain). Её диапазон ±1 LU, что соответствует Рекомендации EBU R 128. Результат представляет усредненную максимальную громкость сигнала теле-, радиоканала в период времени, на который приходится наибольшая аудитория теле- и радиослушателей, и обозначается далее как громкость сервиса. Это значение может незначительно отклоняться от отдельных программ, имеющих точный целевой уровень. Поэтому уровень громкости и допустимое отклонение для программ согласно Рекомендации EBU R 128 должны измеряться в точке до системы нормализации. Блок измерения может опционально выполнять эту задачу. Нормализация, описанная в этом документе, не влияет на принцип выравнивания громкости между программами одного сервиса, так как коррекция применяется ко всем программам на основе общего результата измерений за несколько суток.

Список сервисов хранится в базе данных, которая отражает все измеряемые и нормализуемые радио- и телевизионные компании, в т. ч. представляющие аудиосервисы для разных языков и звуковых описаний. База данных также содержит результаты измерения громкости. Блок управления сравнивает громкость сервисов (включая коэффициент коррекции метаданных) с установленным целевым уровнем для сервисов MPEG-1 Layer II, HE-AAC и с уровнем воспроизведения звука для сервисов AC3/E-AC3.

После получения новых данных обо всех сервисах в 03:00 блок управления сравнивает эти данные с целевым уровнем и применяет сдвиг (коррекцию), если измеренное значение отклоняется от целевого уровня более чем на ±1 LU, как только будет обработана вся информация. Таким образом, долговременная максимальная выходная громкость всех сервисов остается на целевом уровне, избегая при этом потенциальных побочных эффектов нормализации. В таблицах ниже показаны примеры регулировки. Величина сдвига громкости будет оставаться постоянной следующие 24 часа. Блок управления не должен удалять метаданные громкости скорректированного звукового потока из допустимого диапазона. Устройство адаптации должно сохранять настройки в энергонезависимую память, обновляемую только блоком управления. Таким образом, процесс измерения и управления не является частью тракта, способного критически повлиять на сервис.

Во избежание расхождений, блок управления должен использовать разрешение 0.5 LU на 24 часа.

Следует применять следующие размерности шага системы:

• 2 LU для систем адаптации цифровых данных в потоке MPEG-1Layer II;

• 1 LU для кодеров MPEG-1 Layer II, AC3/E-AC3 и систем адаптации метаданных HE-AAC.

Опционально измеряются Максимальные истинные пиковые значения декодированных сигналов. Измерение Максимальных истинных пиковых значений стереосведениий многоканального сервиса также опционально и необходимо, если нужно увеличить уровень громкости сервиса. Данные измерений сообщаются в блок управления. Измерение скорректированных сервисов в целях мониторинга опционально. Блок управления должен иметь функции для работы в таких ситуациях.

Для поддержки динамически изменяемых индикаторов громкости, например, «Dialnorm» и Programme Reference Level (PRL) в кодеках, передающих аудиометаданные, всегда должна применяться компенсация в виде сдвига на полученное значение. Сдвиг, применяемый к системам AC3/E-AC3 и HE-AAC, отрицательный к полученному значению, т.е. для уменьшения громкости сервиса сдвиг должен увеличиться. Сдвиг, применяемый к системам MPEG-1 Layer II, положительный к полученному значению, т.е. для уменьшения громкости сервиса сдвиг тоже должен уменьшиться.

В следующих таблицах показаны примеры отношения между измеренной громкостью и значениями изменения для разных систем кодеков. Устройство адаптации обрабатывает этот сдвиг. Устройство адаптации должно уметь по требованию сообщать в блок управления значения сдвига, которые могут отображаться в пользовательском интерфейсе рядом со значениями измерения громкости. Блок управления должен сохранять последние установки громкости в энергонезависимой памяти и сравнивать эти значения с примененными значениями сдвига, хранящимися в блоке адаптации, во избежание скачков громкости после запуска системы.

Таблица 1: Изменение усиления для систем адаптации потока MPEG-1 Layer II

Входная громкость

LUFS (1)

Ошибка громкости

Изменение уровня (2) для применения - LU

Скорректирован-ная громкость LUFS

+ 18 0

+ 17.0

+ 16.0

+13.0

+12.0

+10.0

Диапазон единичного усиления

Примечание 1: Коррекция должна применяться в целых числах. Для диапазона единичного усиления ±1 LU сдвиг не требуется.

Примечание 2: Указанный диапазон коррекции уровня (от -18 до +10 LU) - практический пример и не означает ограничения.

Таблица 2: Адаптация усиления для систем адаптации метаданных AC3/E-AC3

Входная громкость

LUFS (1,2)

Ошибка громкости

Изменение уровня (3) для применения - LU

Скорректированная громкость LUFS

+ 18

+ 16.0

+ 14.0

+ 12.0

Диапазон единичного усиления

Примечание 1: Измеренная громкость - значение, включающее коэффициент коррекции метаданных.

Примечание 2: Коррекция должна применяться в целых числах. Для диапазона единичного усиления ±1 LU сдвиг не требуется.

Примечание 3: Указанный диапазон коррекции Dialnorm (от +18 до -9) - практический пример и не означает ограничения.

Таблица 3: Адаптация усиления для системы адаптации метаданных HE-AAC

Входная громкость

LUFS (1,2)

Ошибка громкости

Изменение уровня (3) для применения - LU

Скорректированная громкость LUFS

+ 18

+ 14.0

+ 12.0

+ 1

Диапазон единичного усиления

Примечание 1: Измеренная громкость - значение, включающее коэффициент коррекции метаданных.

Примечание 2: Коррекция должна применяться в целых числах. Для диапазона единичного усиления ±1 LU сдвиг не требуется.

Примечание 3: Указанный диапазон коррекции Programme Reference Level (от +18 до -9) - практический пример и не означает ограничения.

Рекомендуется, чтобы в блоке управления была реализована функция протоколирования и отчета о громкости для мониторинга автоматического процесса нормализации. В целях мониторинга также предлагается сообщать величину сдвига и фактические принятые и скорректированные метаданные громкости. Рекомендуется генерировать аварийные сообщения хотя бы в следующих условиях:

• Если уровень истинных пиковых значений декодированного сигнала достигает или превышает минус 1 dBTP.

• Если уровень истинных пиковых значений стереосведениий декодированного сигнала достигает или превышает минус 1 dBTP.

• Если разница между двумя последовательными измерениями громкости сервиса за сутки больше выбранного пользователем порога.

• Если величина сдвига, применяемого к системам MPEG-1 Layer II, меньше или больше выбранного пользователем порога.

• Если величина сдвига пытается заменить метаданные громкости скорректированных аудиопотоков систем AC3/E-AC3 и HE-AAC ниже минус 31 LUFS или выше выбранного пользователем порога.

• Если метаданные громкости в сервисах AC3/E-AC3 или HE-AAC недействительны или отсутствуют.

В локальные цифровые головные узлы сигнал должен идти предпочтительно через распределительный канал из центрального (резервного)  головного узла, где применяется нормализация громкости. Если такое централизованное  распределение  из сети невозможно и локальный головной узел должен использовать собственные потоки сбора, нормализация громкости должна применяться локально, по тем же принципам, что описаны выше в данном разделе. Опционально данные громкости, собранные централизованно, могут использоваться для дистанционного управления локальными системами посредствам удаленного управления. Однако необходимо гарантировать отсутствие разницы громкости между локально принимаемым источником и, например, источником из студийного канала в центральном головном узле, который используется для подачи сигнала в измерительную систему. Если локальный источник, например, наземный прием, и уровень громкости отличается, тот же сигнал можно подать в измерительную систему в центральном головном узле, предполагая, что уровни громкости в одной наземной сети не отличаются, даже если этот сигнал не используется в центральном головном узле для первичного распределения. Опционально звуковая часть услуг, доступных локально, может возвращаться только в измерительную систему центрального головного узла. Для экономии полосы канала в такой ситуации видеочасть телевизионной услуги можно не передавать.

4.5 Этап вставки региональной рекламы и региональных программ

В системах с применением локально вставленной рекламы переключение должно происходить после системы нормализации громкости. Рекламные ролики  должны нормализоваться заранее к целевому уровню с помощью, например, алгоритма, реализованного в программном обеспечении постобработки медиа материала. В результате средний уровень громкости теле- или радиоканала должен быть равен целевому уровню в момент переключения рекламной вставки. В звуковых системах AC3/E-AC3 или HE-AAC метаданные громкости локально вставленной рекламы всегда должны корректно показывать фактическую громкость, если по какой-либо причине контент не нормализован по громкости до минус 23 LUFS. Если услуга проходит через систему, воспроизводящую рекламу, в этом устройстве не должно применяться ни усиления, ни затухания. Алгоритмы внутри воспроизводящего устройства, предназначенные для отслеживания средней громкости основной программы, должны быть отключены, если реклама или программа прошли предварительную обработку. Измерение громкости в целях мониторинга после рекламной вставки на данном этапе опционально.

Если вставка регионального программного контента воспроизводится из файловой системы, можно применить тот же подход, что для вставок регионального рекламного контента. Если региональная программа идет в прямом эфире, необходимо обеспечить соответствие громкости. Если основные сервисы скорректированы системой нормализации в головном узле, региональный сервис также может корректироваться отдельным долговременным измерением этого сигнала. Это можно достичь только путем измерения во время регионального вещания.

В региональных центрах, где осуществляется вставка региональных программ и региональной рекламы в исходный (Федеральный) контент, соотношение цифрового и аналогового уровней звукового сигнала должно соответствовать единому значению. Значение соответствия уровней указаны в разделе 4.6.

4.6 Этап цифро-аналогового преобразования и аналогового распространения

При приеме сигнала на головных узлах распространителей вещательного аналогового сигнала осуществляемом с помощью демодуляторов, имеющих функционал цифро-аналогового преобразования (приемник-декодер), настоятельно рекомендуется, чтобы уровни звука внутри приемник-декодера не подвергались влиянию его контроля громкости.

После нормализации уровней громкости уровни пиковых значений могут оказаться слишком высокими для аналоговой системы передачи, поэтому следует применять ограничение истинных пиковых значений. Эта обработка может производиться специальным оборудованием или может быть встроена в сам аналоговый модулятор.

А. Виды испытательных звуковых сигналов

Установочный сигнал (AS) – синусоидальный сигнал частотой 1 кГц, используемый для выстраивания уровней звукового сигнала между разными звеньями звукового тракта. Соответствует уровню напряжения аудиосигнала 0dBu, при среднеквадратичном значении напряжения 0.775В.

Максимально допустимый сигнал (PMS) − синусоидальный сигнал частотой 1 кГц, используемый в качестве эквивалента максимально допустимого уровня звукового сигнала теле- радиопрограмм. За уровень этого сигнала принимается значение на 9 dB выше уровня Установочного сигнала (AS).

Номинальный уровень звуковой программы – текущий уровень звуковой программы, измеренный посредством квазипикового измерителя (QPPM)*. Вследствие характеристик квазипиковых измерителей сигнала реальные пики измеряемого звукового сигнала программы могут быть на 3 dB выше отображаемых значений, поэтому Номинальный уровень звуковой программы принимается как Максимально допустимый сигнал (PMS) минус 3dB.

Измерительный сигнал (MS) − синусоидальный сигнал, используемый для проведения долгосрочных измерений, а также измерений частотного спектра (на всех частотах), при испытаниях и настройках параметров звуковых трактов и их звеньев. За уровень этого сигнала принимается значение на 12 dB ниже уровня Установочного сигнала (AS).

*При измерении уровня звукового сигнала теле- радиопрограммы большую часть времени показания QPPM должны достигать или находиться ниже этого уровня и лишь изредка его превышать.

Б. Уровни аналоговых сигналов

Значения уровней аналоговых сигналов определены в таблице Б.

Таблица Б 

Наименование параметра

Значение

Примечание

Максимально

допустимый сигнал

+ 9 dBu (2,18 Вэфф);

(+9dB от Установочного сигнала (AS))

В соответствии с Рекомендациями

ITU-R BS.645-2

Номинальный уровень звуковой программы

+ 6 dBu (1,55 Вэфф);

(- 3 dB от Максимально допустимого сигнала (PMS))

Значение уровня согласно ГОСТ 11515, а также в соответствии с EBU R68-2000

ITU-R BS.645-2

Уровень установочного сигнала

0 dBu (0,775 Вэфф);

В соответствии с Рекомендациями

  1. -R 68-2000 и ITU-R BS.645-2

в части отношения уровней AS, PMS и MS

Уровень измерительного сигнала

– 12 dBu (0,195 Вэфф);

(– 12 dB от уровня установочного сигнала (AS))

В. Уровни цифровых сигналов

Значения уровней цифровых сигналов определены в таблице В.

Таблица В

Наименование параметра

Значение

Примечание

Максимально

допустимый сигнал

– 9  dBFS

Согласно EBU R68-2000

Номинальный уровень звуковой программы

– 12 dBFS

Согласно EBU R68-2000

Уровень установочного сигнала

– 18 dBFS

Согласно Рекомендации EBU R68-2000

Уровень измерительного сигнала

- 30 dBFS

Отношение к AS – по Рек. ITU-R BS.645-2

Г. Таблица соответствия уровней испытательных сигналов

Виды испытательных звуковых сигналов и их уровни приведены в таблице Г.

Таблица Г

Вид сигнала

Уровни аналогового сигнала

Уровни цифрового сигнала

Эффективное значение

VU--метр

QPPM

Пиковое значение (цифровой прибор)

Максимально

допустимый сигнал

2,18 Вэфф

(+ 9 dBu)

+ 4 дБ

+ 3 дБ (140%)

– 9  dBFS

Номинальный уровень звуковой программы

1,55 Вэфф

(+ 6 dBu)

+ 2 дБ

0 дБ (100%)

– 12  dBFS

Установочный сигнал

0,775 Вэфф

(–0 dBu)

 - 4 дБ

– 6 дБ (50%)

– 18 dBFS

Измерительный сигнал

0,195 Вэфф

(– 12 dBu)

– 16 дБ

–18дБ (12,5%)

– 30 dBFS

* -  шкала dBr является относительной, где за 0 dBr принимается определенное конкретное значение уровня напряжения аудиосигнала dBu (в соответствии с
ITU-R BS.645-2)

Ниже приведена диаграмма отображения уровней установочного и максимально допустимого сигналов на шкалах измерителей уровней таблицы Г. Шкала «dBFS» диаграммы отражает значения уровней цифровых сигналов, предписываемые настоящим стандартом.

Диаграмма уровней установочного и максимально допустимого сигналов

 Рис 11 Диаграмма уровней установочного и максимально допустимого сигналов

Фото статьи

Д. Сверка и согласование звуковых трактов.

Для сверки уровней звуковых трактов рекомендуется использовать цифровой установочный синусоидальный сигнал частотой 1 кГц с  уровнем минус 18 dBFS, что должно соответствовать 0 dBu (среднеквадратичному значению напряжения 0.775В) в аналоговом сигнале.

В связи с тем, что в мировой практике используются два значения установочного уровня (SMPTE – минус 20 dBFS;  EBU – минус 18 dBFS) рекомендуется при совместных международных трансляциях накладывать титр, поясняя, сигнал какого установочного уровня используется для сверки трактов.

Предпочтительно сигнал в аналоговые головные узлы подавать через распределительный канал из (резервного) центрального цифрового головного узла, где применяется нормализация громкости. В результате этот процесс может быть реализован очень эффективно при обслуживании обеих систем передачи. Аналоговые модуляторы могут быть установлены по умолчанию и не требовать дальнейшего обслуживания для контроля уровней звука, с которым они работают. Если аналоговый головной узел не может получать сигнал с цифровой платформы и должен исполь­зовать собственные потоки сбора, нормализация громкости должна применяться локально, по тем же принципам, что и нормализация громкости в цифровых средах распространения. Опционально можно использовать централизованно собранные данные громкости для дистанционного управления локальными системами через соединение данных.

4.7 Этап приема цифрового/аналогового сигнала абонентом

Многие цифровые телевизионные приемники, поддерживающие стандарты вещания DVB, имеют в своем составе декодеры звуковых форматов Dolby Digital Plus, Dolby Digital, HE AAC и MPEG-1 LII для стерео и многоканального звука.

Разные телевещательные компании для передачи звукового сопровождения телепрограммы могут использовать различные аудиокодеки. Поэтому при просмотре телевизионных программ телезритель, переключаясь с канала на канал, по факту также может переключаться между кодеками.

В связи с этим крайне важно обеспечить единый уровень громкости звуковой дорожки телепрограммы после декодирования любых из вышеназванных звуковых форматов на стороне телевизионного приемника.

Рекомендуется ознакомиться с полным описанием требований и рекомендаций, решающих данную задачу для различных типов телевизионных приемников и их звуковых выходов, изложенным в приложении Tech3344 к Рекомендации EBU R128 (разделы 6, 7, 8, 9  и 10), а также в  открытом документе Dolby Technical Bulletin 11.

Многие цифровые телевизионные приемники могут принимать аналоговые телевизионные сигналы наравне с цифровыми. Предполагается, что громкость аналоговых звуковых сигналов схожа с громкостью MPEG-1 LII аудиодорожки, поэтому для согласования уровней рекомендуется использовать ту же методику.

20 ноября 2015

Пока никто еще не оставлял комментарии. Вы можете быть первым.

Возможность оставлять комментарии доступна только для зарегистрированных пользователей.

Новые статьи

Результаты XVI Всероссийского Конкурса творческих работ студентов-звукорежиссеров им. Виктора Бабушкина

01 мая 2018

Участники XVI Конкурса студентов-звукорежиссеров им. В. Бабушкина

23 марта 2018

Конкурс творческих работ студентов-звукорежиссеров имени В.Б. Бабушкина-2018

27 февраля 2018

143 конгресс AES - научные результаты

28 января 2018

Церемония награждения лауреатов

16 декабря 2017

Конкурс концертных звукорежиссеров - репортаж

13 декабря 2017

Московский Конкурс молодых концертных звукорежиссеров - итоги

06 декабря 2017

Видеотрансляция Конкурса концертных звукорежиссеров

02 декабря 2017

Внимание, конкурс!

29 ноября 2017

Участники конкурса концертных звукорежиссеров

22 ноября 2017