все о профессиональном звуке

Новая система звукоусиления в Колонном зале Дома Союзов

Дом Союзов, до революции называвшийся  Российским Дворянским собранием, известен как один из красивейших памятников столичной архитектуры. Это одно из самых старых сохранившихся зданий города, построено в первой половине 18 века.

Знаменитый Колонный зал Дома Союзов вот уже более двух столетий известен как один из лучших залов Москвы. Его сцена помнит Ф. Листа, К. Сен-Санса, Р. Штрауса, Н. Рубинштейна, П. Чайковского, Ф. Шаляпина и других великих композиторов и исполнителей.

Главным украшением зала являются 28 белоснежных коринфских колонн и огромные хрустальные люстры, зеркала в форме окон,визуально увеличивающие пространство зала. Колонный зал заслуженно имеет репутацию одного из самых престижных концертных залов Москвы.

Фото статьи

Некогда зал славился и уникальной акустикой, но после капитального ремонта в начале 1970-х годов она изменилась не в лучшую сторону. С тех пор практически все концертные мероприятия проходят в Колонном зале с использованием системы звукоусиления. Сменилось уже несколько поколений этих систем, и вот настало время очередного обновления.

Работы по проектированию, монтажу и настройке новой системы звукоусиления были поручены московской компании Soundstars под руководством Александра Афонина.

В процессе проектирования системы инженерам компании пришлось преодолевать самые разные трудности. Прежде всего это серьезные ограничения на нагрузку, т.е. массу аппаратуры. В старом здании с деревянными балконами нельзя подвешивать очень тяжелые конструкции, в том числе акустические системы, и предельная масса нагрузки изначально была определена в 80 кг. 

Фото статьи

Непросто найти высококачественный линейный массив столь малого веса. Непросто, но можно – и выбор проектировщиков пал на компонентные кабинеты TiRAY от немецкой компании Coda Audio. Каждый СЧ/ВЧ-кабинет весит менее 10 кг. Он содержит два 5" конусных СЧ-громкоговорителя и 5" неодимовый ВЧ-драйвер. На заказ кабинеты были выкрашены в цвет колонн зала, такого же цвета фронтальные решетки, так что визуально линейные массивы прекрасно сливаются с колоннами.

Coda Audio TiRAY – пассивные акустические системы, усилители к ним расположены в аппаратной довольно далеко, и длина линии составляет около 70 м, поэтому для подачи сигнала используются провода с сечением 4 кв мм, т.е. с большим запасом по мощности. 

Фото статьи

Каждый линейный массив состоит из 12 кабинетов в J-образной конфигурации, таким образом масса массива увеличилась до 120 кг, что было согласовано с заказчиком. Линейные массивы подвешены на стальных балках, закрепленных на балконах. Хотя издали может показаться, что они прикреплены к колоннам, но на самом деле до колонн – около метра. Использование двенадцати СЧ/ВЧ-кабинетов позволило обеспечить равномерное покрытие всего зала. Особенно важной задачей было добиться максимально широкого покрытия зала по низкой середине, и эта задача была успешно решена. Сигнал разделен на 6 каналов, сигналы каждого канала обрабатываются и управляются процессором-контроллером и подаются на 6 пар кабинетов.

Фото статьи

По три НЧ-кабинета G15SUB расположены на полу сцены и находятся чуть позади колонн, перед которыми подвешены массивы. Возможно, это не лучшее место, но долгие поиски разных вариантов размещения НЧ-кабинетов привели именно к такому их размещению. Для компенсации образующейся фазовой разницы в процессоре-контроллере акустических систем применена задержка. 

Фото статьи

В переднюю панель сцены, обращенную к первому ряду, было вмонтировано по всей ширине сцены на примерно равном расстоянии друг от друга семь 4” динамиков, выполняющих функцию Front Fill. Сигнал на них также подается с задержкой, чтобы у зрителя передних рядов сохранялось впечатление звука, идущего со сцены (а не из висящих над его головой линейных массивов).

Фото статьи

Первоначально разработчики проекта планировали использовать и выносную акустику с задержкой на задние ряды, но от этого замысла пришлось отказаться, так как образовалось порхающее эхо. Поэтому весь зал озвучивается FOH-системой, максимальный уровень которой составляет 105 дБ – этого вполне хватает для создания звукового давления, необходимого для большинства музыкальных жанров, исполняемых в этом зале. Можно разогнать систему и до 110 дБ, но тогда акустика зала начинает «активно протестовать» против такой громкости.

На прослушивание новой системы были приглашены московские инженеры и звукорежиссеры. С консоли Soundcraft Vi6 воспроизводились фонограммы разных жанров (симфоническая классика, джаз, рок, народная музыка) на разной громкости. Желающие могли послушать звучание системы в любой точке зала и даже на сцене. Кстати, для сценического мониторинга также используются напольные мониторы компании Coda, и их тоже можно было послушать и сравнить с со звучанием FOH-системы. 

Фото статьи

Конечно, прослушивание в пустом зале дает несколько иные результаты, чем в заполненном, но это больше сказывается на естественной акустике зала, чем на звучании системы звукоусиления, так в зале с публикой снижается влияние естественной акустики и повышается доля прямого сигнала, улучшается управляемость характеристиками звука. Но и в пустом зале оценить звучание вполне возможно. Прогуливавшиеся по залу гости (и автор в том числе) оценили звук в целом как чистый, ясный, разборчивый, тембрально нейтральный, музыка разных стилей звучала хорошо и на высокой громкости, и “вполголоса”.

В Колонном зале время от времени бывают и такие мероприятия, когда зрительские кресла демонтируют и зал превращается в открытую площадку с сиящим лакированным паркетом – это балы, елки и т.п. В этих условиях акустические свойства зала также меняются, но послушать новую систему в “бальном” варианте возможности не было. Также не было возможности проверить FOH- и мониторную систему на устойчивость к обратной акустической связи – микрофонов на сцене не было. Впрочем, в наше время проблема обратной связи благодаря цифровым процессорам «излечивается» гораздо проще.

Итак, общее мнение собравшихся – проект удался, система звучит хорошо, Колонному залу наконец повезло с инсталляцией. Ну а дальше оценку новой акустике дадут музыканты и публика.

05 декабря 2016

Анатолий Вейценфельд

Пока никто еще не оставлял комментарии. Вы можете быть первым.

Возможность оставлять комментарии доступна только для зарегистрированных пользователей.

Новые статьи

143 конгресс AES - научные результаты

28 января 2018

Церемония награждения лауреатов

16 декабря 2017

Конкурс концертных звукорежиссеров - репортаж

13 декабря 2017

Московский Конкурс молодых концертных звукорежиссеров - итоги

06 декабря 2017

Видеотрансляция Конкурса концертных звукорежиссеров

02 декабря 2017

Внимание, конкурс!

29 ноября 2017

Участники конкурса концертных звукорежиссеров

22 ноября 2017

Положение о конкурсе молодых концертных звукорежиссеров

08 ноября 2017

142 конгресс AES

22 августа 2017

Реверберация и ревербераторы

22 июня 2017