все о профессиональном звуке

Новая система звукоусиления в Колонном зале Дома Союзов

Дом Союзов, до революции называвшийся  Российским Дворянским собранием, известен как один из красивейших памятников столичной архитектуры. Это одно из самых старых сохранившихся зданий города, построено в первой половине 18 века.

Знаменитый Колонный зал Дома Союзов вот уже более двух столетий известен как один из лучших залов Москвы. Его сцена помнит Ф. Листа, К. Сен-Санса, Р. Штрауса, Н. Рубинштейна, П. Чайковского, Ф. Шаляпина и других великих композиторов и исполнителей.

Главным украшением зала являются 28 белоснежных коринфских колонн и огромные хрустальные люстры, зеркала в форме окон,визуально увеличивающие пространство зала. Колонный зал заслуженно имеет репутацию одного из самых престижных концертных залов Москвы.

Фото статьи

Некогда зал славился и уникальной акустикой, но после капитального ремонта в начале 1970-х годов она изменилась не в лучшую сторону. С тех пор практически все концертные мероприятия проходят в Колонном зале с использованием системы звукоусиления. Сменилось уже несколько поколений этих систем, и вот настало время очередного обновления.

Работы по проектированию, монтажу и настройке новой системы звукоусиления были поручены московской компании Soundstars под руководством Александра Афонина.

В процессе проектирования системы инженерам компании пришлось преодолевать самые разные трудности. Прежде всего это серьезные ограничения на нагрузку, т.е. массу аппаратуры. В старом здании с деревянными балконами нельзя подвешивать очень тяжелые конструкции, в том числе акустические системы, и предельная масса нагрузки изначально была определена в 80 кг. 

Фото статьи

Непросто найти высококачественный линейный массив столь малого веса. Непросто, но можно – и выбор проектировщиков пал на компонентные кабинеты TiRAY от немецкой компании Coda Audio. Каждый СЧ/ВЧ-кабинет весит менее 10 кг. Он содержит два 5" конусных СЧ-громкоговорителя и 5" неодимовый ВЧ-драйвер. На заказ кабинеты были выкрашены в цвет колонн зала, такого же цвета фронтальные решетки, так что визуально линейные массивы прекрасно сливаются с колоннами.

Coda Audio TiRAY – пассивные акустические системы, усилители к ним расположены в аппаратной довольно далеко, и длина линии составляет около 70 м, поэтому для подачи сигнала используются провода с сечением 4 кв мм, т.е. с большим запасом по мощности. 

Фото статьи

Каждый линейный массив состоит из 12 кабинетов в J-образной конфигурации, таким образом масса массива увеличилась до 120 кг, что было согласовано с заказчиком. Линейные массивы подвешены на стальных балках, закрепленных на балконах. Хотя издали может показаться, что они прикреплены к колоннам, но на самом деле до колонн – около метра. Использование двенадцати СЧ/ВЧ-кабинетов позволило обеспечить равномерное покрытие всего зала. Особенно важной задачей было добиться максимально широкого покрытия зала по низкой середине, и эта задача была успешно решена. Сигнал разделен на 6 каналов, сигналы каждого канала обрабатываются и управляются процессором-контроллером и подаются на 6 пар кабинетов.

Фото статьи

По три НЧ-кабинета G15SUB расположены на полу сцены и находятся чуть позади колонн, перед которыми подвешены массивы. Возможно, это не лучшее место, но долгие поиски разных вариантов размещения НЧ-кабинетов привели именно к такому их размещению. Для компенсации образующейся фазовой разницы в процессоре-контроллере акустических систем применена задержка. 

Фото статьи

В переднюю панель сцены, обращенную к первому ряду, было вмонтировано по всей ширине сцены на примерно равном расстоянии друг от друга семь 4” динамиков, выполняющих функцию Front Fill. Сигнал на них также подается с задержкой, чтобы у зрителя передних рядов сохранялось впечатление звука, идущего со сцены (а не из висящих над его головой линейных массивов).

Фото статьи

Первоначально разработчики проекта планировали использовать и выносную акустику с задержкой на задние ряды, но от этого замысла пришлось отказаться, так как образовалось порхающее эхо. Поэтому весь зал озвучивается FOH-системой, максимальный уровень которой составляет 105 дБ – этого вполне хватает для создания звукового давления, необходимого для большинства музыкальных жанров, исполняемых в этом зале. Можно разогнать систему и до 110 дБ, но тогда акустика зала начинает «активно протестовать» против такой громкости.

На прослушивание новой системы были приглашены московские инженеры и звукорежиссеры. С консоли Soundcraft Vi6 воспроизводились фонограммы разных жанров (симфоническая классика, джаз, рок, народная музыка) на разной громкости. Желающие могли послушать звучание системы в любой точке зала и даже на сцене. Кстати, для сценического мониторинга также используются напольные мониторы компании Coda, и их тоже можно было послушать и сравнить с со звучанием FOH-системы. 

Фото статьи

Конечно, прослушивание в пустом зале дает несколько иные результаты, чем в заполненном, но это больше сказывается на естественной акустике зала, чем на звучании системы звукоусиления, так в зале с публикой снижается влияние естественной акустики и повышается доля прямого сигнала, улучшается управляемость характеристиками звука. Но и в пустом зале оценить звучание вполне возможно. Прогуливавшиеся по залу гости (и автор в том числе) оценили звук в целом как чистый, ясный, разборчивый, тембрально нейтральный, музыка разных стилей звучала хорошо и на высокой громкости, и “вполголоса”.

В Колонном зале время от времени бывают и такие мероприятия, когда зрительские кресла демонтируют и зал превращается в открытую площадку с сиящим лакированным паркетом – это балы, елки и т.п. В этих условиях акустические свойства зала также меняются, но послушать новую систему в “бальном” варианте возможности не было. Также не было возможности проверить FOH- и мониторную систему на устойчивость к обратной акустической связи – микрофонов на сцене не было. Впрочем, в наше время проблема обратной связи благодаря цифровым процессорам «излечивается» гораздо проще.

Итак, общее мнение собравшихся – проект удался, система звучит хорошо, Колонному залу наконец повезло с инсталляцией. Ну а дальше оценку новой акустике дадут музыканты и публика.

05 декабря 2016

Анатолий Вейценфельд

Пока никто еще не оставлял комментарии. Вы можете быть первым.

Возможность оставлять комментарии доступна только для зарегистрированных пользователей.

Новые статьи

Результаты XVI Всероссийского Конкурса творческих работ студентов-звукорежиссеров им. Виктора Бабушкина

01 мая 2018

Участники XVI Конкурса студентов-звукорежиссеров им. В. Бабушкина

23 марта 2018

Конкурс творческих работ студентов-звукорежиссеров имени В.Б. Бабушкина-2018

27 февраля 2018

143 конгресс AES - научные результаты

28 января 2018

Церемония награждения лауреатов

16 декабря 2017

Конкурс концертных звукорежиссеров - репортаж

13 декабря 2017

Московский Конкурс молодых концертных звукорежиссеров - итоги

06 декабря 2017

Видеотрансляция Конкурса концертных звукорежиссеров

02 декабря 2017

Внимание, конкурс!

29 ноября 2017

Участники конкурса концертных звукорежиссеров

22 ноября 2017