все о профессиональном звуке

Звукоусиление в соборе

Сложная инсталляция звукового оборудования была недавно завершена и торжественно запущена в Храме Непорочного сердца Девы Марии в небольшом итальянском городе Паравати, на юге страны. В центре Храма находится гробница местной святой Натуццы Эволо. О значимости ее личности для местных католиков свидетельствует тот факт, что на ее похоронах в 2009 году присутствовало шесть итальянских епископов и более 100 священников, а также около 30 тысяч прихожан.

Храм включает в себя четыре часовни, в которых и была установлена большая часть оборудования. Тони Содду, основатель и генеральный директор компании Grand Acoustics, отвечал за проектирование, выбор необходимого материала, оборудования и контроль за всеми монтажными работами.

При выборе подходящего звукового оборудования и его установке перед проектировщиками стояла задача оптимизировать разборчивость в четырех часовнях Храма, а для этого необходимо было решить проблему большого времени реверберации.

Содду, ветеран итальянской аудиоиндустрии, рассказал, что это самая большая инсталляция, в которой он участвовал до настоящего времени. Но в его багаже и другие проекты подобного типа, включая зрительный зал и репетиционные комнаты в отеле Centro Giovani в тосканском городе Пиомбино, и акустическую обработку конференц-зала парков Валь-ди-Корния. Джузеппе Ларуффа из LSS Advanced Loudspeakers познакомил Содду с клиентом, отвечавшим за монтажные работы в Фонде Натуццы Эволо, священником Микеле Гордиано.

Тони Содду и Джузеппе Ларуффа – второй и третий слева 

Фото статьи

Задача Содду состояла в том, чтобы обеспечить настройку акустики с помощью самых современных технологий, доступных и надежных. Первым шагом было тщательное фабричное тестирование оборудования для обеспечения высокого качества и разборчивости речи.

Все громкоговорители в разных зонах озвучивания - производства итальянской компании LSS Advanced Speakers Systems, базирующейся в Полистене (область Калабрия), и были выбраны для корректного воспроизведения речи при среднем времени реверберации.

Коррекция акустики

В процессе работ по расчету и моделированию систем Содду использовал измерительный комплекс Ivie Technologies IE-45 для анализа в реальном времени уровня звукового давления (SPL) и времени реверберации RТ-60.

Наиболее серьезные акустические проблемы создавали купола. В двух небольших часовнях время реверберации на частоте 1000 Гц составляло 7 секунд с длительным затуханием в центральной части помещения.

Чтобы решить эту проблему, круглая панель диаметром около 6 м была установлена с верхней стороны примерно на 1,2 м ниже поверхности купола, и покрыта полностью листами звукопоглощающего материала 2 х 1 х 0,1 м с плотностью 30 кг/м3. Вся поверхность купола была акустически обработана аналогичным образом, и накрыта конструкцией, воспроизводящей древесину исходной структуры. Благодаря этой хитрости окончательное время реверберации было уменьшено до 2,6 с на 1000 Гц с оптимальным качеством передачи речи.

Та же процедура была проведена в главной часовне и над гробницей Натуццы. В последнем случае перед началом работ время реверберации было около 12 сек на частоте 1000 Гц, и присутствовала заметная турбулентность между 100 и 350 Гц. Была использована та же система, что и в небольших часовнях, но благодаря увеличению диаметра подвесной центральной панели до 20 м и покрытию целиком купола тем же материалом, было получено время реверберации всего 2,4 сек, с значительным улучшением в области низкой середины. В гробнице звукопоглощающий материал ORV был смонтирован с подвесным потолком, чтобы соответствовать полностью белому интерьеру помещения

В общей сложности было установлено около 2000 кв. м звукопоглощающего материала - листов ORV Fiberform 62T 2SL из 100% термоскленного полиэфирного волокна. Fiberform - это полностью перерабатываемый материал класса воспламеняемости 1А, он используется для утепления и звукоизоляции в итальянских и европейских железнодорожных вагонах.

Выбор акустических систем

Чтобы громкоговорители соответствовали особенностям часовни, использован микро-вертикальный линейный массив из 12 модулей LSS ST17, разделенных на три секции из четырех элементов каждая. 

Фото статьи

ST17

Фото статьи

Акустические системы подключены к усилителю-контроллеру громкоговорителей Lab.gruppen PLM 12K44/SP, имеющему 4 входа и 4-выхода с последней (версия 6.3) контроллера Lake. На фронтфиллах используются также два полипропиленовых громкоговорителя LSS, питаемые от Lab.gruppen IPD 2400. Этот двухканальный цифровой усилитель широко применен по всех часовнях Храма, и обладает мощностью по 1200 Вт на 4 Ом, имеет встроенный DSP с 40 параметрическими эквалайзерами, фильтры высоких и низких частот, входную и выходную задержки, кроссовер и лимитер. Главная часовня также оснащена системой задержки, состоящей из восьми компактных двухполосных акустических систем LSS MIL 130.

MIL 130

Фото статьи

Есть еще четыре MIL 130 в качестве мониторов в алтаре, все громкоговорители задержки управляются приборами IPD 2400 (два и четыре модуля соответственно).

MIL 130 на стене

Фото статьи

Малые часовни оборудованы идентичными звуковыми системами, включающими линейный мини-массив LSS J16, разделенный на две секции из шести модулей, и еще пару специально изготовленных полипропиленовых громкоговорителей LSS 4x4in (по 400 Вт каждый), размещенных в ступенях алтаря.

J16

Фото статьи Фото статьи Фото статьи

Звукоусилительный комплекс в гробнице Натуццы включает две линейные колонки PP4-10, каждая из которых разделена на две секции из пяти громкоговорителей, подключенных к IPD 2400, плюс систему задержки из восьми компактных широкополосных точечных источников звука РР4, питаемых от еще двух IPD 2400.

РР4

Фото статьи

Внутренние дорожки Храма озвучиваются 14 системами РР4, приводимыми в действие парой IPD 2400, а портики озвучены 32 встраиваемыми потолочными 100-вольтовыми акустическими системами, питаемыми от четырехканального усилителя Lab.gruppen C28:4.

РР4

Фото статьи

Большинство акустических систем LSS - готовые фабричные модели, но два (J16 и динамик задержки, встроенные в ступени) были спроектированы специально для проекта. В ближайшее время они будут добавлены в каталог производителя.

АС задержки в ступенях алтаря

Фото статьи

Помимо эквалайзера и дилэя от Lake Contour, входящих в усилитель-контроллер Lab.gruppen, обработка сигнала производится четырьмя приборами Soundweb London BSS BLU-806 8×8.

Рэки с процессорами

Фото статьи

Парк микрофонов Храма включает восемь ручных цифровых передатчиков AKG DHT 800 D7 BD1 и 24 микрофона DPA: восемь “гуськов” DPA d:vote , восемь гарнитурных микрофонов d:fine и восемь миниатюрных петличек d:screet. Дополняют комплект восемь студийных микрофонных предусилителей VDL Studio.

Относительно выбора усилителей мощности, микрофонов и приборов управления сигналами Содду пояснил: “сравнительные тесты проводились с использованием различных брендов. Soundweb BLU-808 сразу показал себя лучшим, и его программное обеспечение наиболее подходит для данного вида использования. После тестирования четырех других ведущих микрофонных брендов именно DPA показал то, что требовалось, а АБ-тесты заставили нас колебаться в выборе между усилителями Lab.gruppen и другим всемирно известным брендом”.

Уникальный опыт

Содду заключает: “Это был действительно уникальный опыт. Обычно на инсталляциях такого рода проект начинается с разработки системы, после чего устанавливается лимит стоимости до начала монтажных работ, затем производится пуск и наладка работы системы, и после окончательной настройки результат считается достигнутым. В случае Храма и его больших пространств я имел редкую возможность тестирования оборудования в реальных рабочих ситуациях, благодаря ежемесячно проводившимся встречам с представителями Фонда. Микрофоны, усилители, цифровые контроллеры и беспроводные системы были запущены в реальной постоянно меняющейся ситуации. Тесты были первоначально без какой-либо акустической обработки и, благодаря акустической обработке, правильной калибровке и тонкой настройке аппаратуры удалось достичь результатов, на которые я рассчитывал”.

Материал предоставлен компанией "Акустик лайн", эксклюзивным дистрибьютором LSS Advanced Speakers System в России. Текст Майка Кларка (Installation)

08 февраля 2016

Пока никто еще не оставлял комментарии. Вы можете быть первым.

Возможность оставлять комментарии доступна только для зарегистрированных пользователей.

Новые статьи

144 Конгресс AES - научные результаты

01 сентября 2018

Результаты XVI Всероссийского Конкурса творческих работ студентов-звукорежиссеров им. Виктора Бабушкина

01 мая 2018

Участники XVI Конкурса студентов-звукорежиссеров им. В. Бабушкина

23 марта 2018

Конкурс творческих работ студентов-звукорежиссеров имени В.Б. Бабушкина-2018

27 февраля 2018

143 конгресс AES - научные результаты

28 января 2018

Церемония награждения лауреатов

16 декабря 2017

Конкурс концертных звукорежиссеров - репортаж

13 декабря 2017

Московский Конкурс молодых концертных звукорежиссеров - итоги

06 декабря 2017

Видеотрансляция Конкурса концертных звукорежиссеров

02 декабря 2017

Внимание, конкурс!

29 ноября 2017