все о профессиональном звуке

Звукоусиление в соборе

Сложная инсталляция звукового оборудования была недавно завершена и торжественно запущена в Храме Непорочного сердца Девы Марии в небольшом итальянском городе Паравати, на юге страны. В центре Храма находится гробница местной святой Натуццы Эволо. О значимости ее личности для местных католиков свидетельствует тот факт, что на ее похоронах в 2009 году присутствовало шесть итальянских епископов и более 100 священников, а также около 30 тысяч прихожан.

Храм включает в себя четыре часовни, в которых и была установлена большая часть оборудования. Тони Содду, основатель и генеральный директор компании Grand Acoustics, отвечал за проектирование, выбор необходимого материала, оборудования и контроль за всеми монтажными работами.

При выборе подходящего звукового оборудования и его установке перед проектировщиками стояла задача оптимизировать разборчивость в четырех часовнях Храма, а для этого необходимо было решить проблему большого времени реверберации.

Содду, ветеран итальянской аудиоиндустрии, рассказал, что это самая большая инсталляция, в которой он участвовал до настоящего времени. Но в его багаже и другие проекты подобного типа, включая зрительный зал и репетиционные комнаты в отеле Centro Giovani в тосканском городе Пиомбино, и акустическую обработку конференц-зала парков Валь-ди-Корния. Джузеппе Ларуффа из LSS Advanced Loudspeakers познакомил Содду с клиентом, отвечавшим за монтажные работы в Фонде Натуццы Эволо, священником Микеле Гордиано.

Тони Содду и Джузеппе Ларуффа – второй и третий слева 

Фото статьи

Задача Содду состояла в том, чтобы обеспечить настройку акустики с помощью самых современных технологий, доступных и надежных. Первым шагом было тщательное фабричное тестирование оборудования для обеспечения высокого качества и разборчивости речи.

Все громкоговорители в разных зонах озвучивания - производства итальянской компании LSS Advanced Speakers Systems, базирующейся в Полистене (область Калабрия), и были выбраны для корректного воспроизведения речи при среднем времени реверберации.

Коррекция акустики

В процессе работ по расчету и моделированию систем Содду использовал измерительный комплекс Ivie Technologies IE-45 для анализа в реальном времени уровня звукового давления (SPL) и времени реверберации RТ-60.

Наиболее серьезные акустические проблемы создавали купола. В двух небольших часовнях время реверберации на частоте 1000 Гц составляло 7 секунд с длительным затуханием в центральной части помещения.

Чтобы решить эту проблему, круглая панель диаметром около 6 м была установлена с верхней стороны примерно на 1,2 м ниже поверхности купола, и покрыта полностью листами звукопоглощающего материала 2 х 1 х 0,1 м с плотностью 30 кг/м3. Вся поверхность купола была акустически обработана аналогичным образом, и накрыта конструкцией, воспроизводящей древесину исходной структуры. Благодаря этой хитрости окончательное время реверберации было уменьшено до 2,6 с на 1000 Гц с оптимальным качеством передачи речи.

Та же процедура была проведена в главной часовне и над гробницей Натуццы. В последнем случае перед началом работ время реверберации было около 12 сек на частоте 1000 Гц, и присутствовала заметная турбулентность между 100 и 350 Гц. Была использована та же система, что и в небольших часовнях, но благодаря увеличению диаметра подвесной центральной панели до 20 м и покрытию целиком купола тем же материалом, было получено время реверберации всего 2,4 сек, с значительным улучшением в области низкой середины. В гробнице звукопоглощающий материал ORV был смонтирован с подвесным потолком, чтобы соответствовать полностью белому интерьеру помещения

В общей сложности было установлено около 2000 кв. м звукопоглощающего материала - листов ORV Fiberform 62T 2SL из 100% термоскленного полиэфирного волокна. Fiberform - это полностью перерабатываемый материал класса воспламеняемости 1А, он используется для утепления и звукоизоляции в итальянских и европейских железнодорожных вагонах.

Выбор акустических систем

Чтобы громкоговорители соответствовали особенностям часовни, использован микро-вертикальный линейный массив из 12 модулей LSS ST17, разделенных на три секции из четырех элементов каждая. 

Фото статьи

ST17

Фото статьи

Акустические системы подключены к усилителю-контроллеру громкоговорителей Lab.gruppen PLM 12K44/SP, имеющему 4 входа и 4-выхода с последней (версия 6.3) контроллера Lake. На фронтфиллах используются также два полипропиленовых громкоговорителя LSS, питаемые от Lab.gruppen IPD 2400. Этот двухканальный цифровой усилитель широко применен по всех часовнях Храма, и обладает мощностью по 1200 Вт на 4 Ом, имеет встроенный DSP с 40 параметрическими эквалайзерами, фильтры высоких и низких частот, входную и выходную задержки, кроссовер и лимитер. Главная часовня также оснащена системой задержки, состоящей из восьми компактных двухполосных акустических систем LSS MIL 130.

MIL 130

Фото статьи

Есть еще четыре MIL 130 в качестве мониторов в алтаре, все громкоговорители задержки управляются приборами IPD 2400 (два и четыре модуля соответственно).

MIL 130 на стене

Фото статьи

Малые часовни оборудованы идентичными звуковыми системами, включающими линейный мини-массив LSS J16, разделенный на две секции из шести модулей, и еще пару специально изготовленных полипропиленовых громкоговорителей LSS 4x4in (по 400 Вт каждый), размещенных в ступенях алтаря.

J16

Фото статьи Фото статьи Фото статьи

Звукоусилительный комплекс в гробнице Натуццы включает две линейные колонки PP4-10, каждая из которых разделена на две секции из пяти громкоговорителей, подключенных к IPD 2400, плюс систему задержки из восьми компактных широкополосных точечных источников звука РР4, питаемых от еще двух IPD 2400.

РР4

Фото статьи

Внутренние дорожки Храма озвучиваются 14 системами РР4, приводимыми в действие парой IPD 2400, а портики озвучены 32 встраиваемыми потолочными 100-вольтовыми акустическими системами, питаемыми от четырехканального усилителя Lab.gruppen C28:4.

РР4

Фото статьи

Большинство акустических систем LSS - готовые фабричные модели, но два (J16 и динамик задержки, встроенные в ступени) были спроектированы специально для проекта. В ближайшее время они будут добавлены в каталог производителя.

АС задержки в ступенях алтаря

Фото статьи

Помимо эквалайзера и дилэя от Lake Contour, входящих в усилитель-контроллер Lab.gruppen, обработка сигнала производится четырьмя приборами Soundweb London BSS BLU-806 8×8.

Рэки с процессорами

Фото статьи

Парк микрофонов Храма включает восемь ручных цифровых передатчиков AKG DHT 800 D7 BD1 и 24 микрофона DPA: восемь “гуськов” DPA d:vote , восемь гарнитурных микрофонов d:fine и восемь миниатюрных петличек d:screet. Дополняют комплект восемь студийных микрофонных предусилителей VDL Studio.

Относительно выбора усилителей мощности, микрофонов и приборов управления сигналами Содду пояснил: “сравнительные тесты проводились с использованием различных брендов. Soundweb BLU-808 сразу показал себя лучшим, и его программное обеспечение наиболее подходит для данного вида использования. После тестирования четырех других ведущих микрофонных брендов именно DPA показал то, что требовалось, а АБ-тесты заставили нас колебаться в выборе между усилителями Lab.gruppen и другим всемирно известным брендом”.

Уникальный опыт

Содду заключает: “Это был действительно уникальный опыт. Обычно на инсталляциях такого рода проект начинается с разработки системы, после чего устанавливается лимит стоимости до начала монтажных работ, затем производится пуск и наладка работы системы, и после окончательной настройки результат считается достигнутым. В случае Храма и его больших пространств я имел редкую возможность тестирования оборудования в реальных рабочих ситуациях, благодаря ежемесячно проводившимся встречам с представителями Фонда. Микрофоны, усилители, цифровые контроллеры и беспроводные системы были запущены в реальной постоянно меняющейся ситуации. Тесты были первоначально без какой-либо акустической обработки и, благодаря акустической обработке, правильной калибровке и тонкой настройке аппаратуры удалось достичь результатов, на которые я рассчитывал”.

Материал предоставлен компанией "Акустик лайн", эксклюзивным дистрибьютором LSS Advanced Speakers System в России. Текст Майка Кларка (Installation)

08 февраля 2016

Пока никто еще не оставлял комментарии. Вы можете быть первым.

Возможность оставлять комментарии доступна только для зарегистрированных пользователей.

Новые статьи

Участники XVI Конкурса студентов-звукорежиссеров им. В. Бабушкина

23 марта 2018

Конкурс творческих работ студентов-звукорежиссеров имени В.Б. Бабушкина-2018

27 февраля 2018

143 конгресс AES - научные результаты

28 января 2018

Церемония награждения лауреатов

16 декабря 2017

Конкурс концертных звукорежиссеров - репортаж

13 декабря 2017

Московский Конкурс молодых концертных звукорежиссеров - итоги

06 декабря 2017

Видеотрансляция Конкурса концертных звукорежиссеров

02 декабря 2017

Внимание, конкурс!

29 ноября 2017

Участники конкурса концертных звукорежиссеров

22 ноября 2017

Положение о конкурсе молодых концертных звукорежиссеров

08 ноября 2017