все о профессиональном звуке

Сценические мониторы

Индустрия живого звука последние десятилетия перенасыщена технологиями, что привело к усложнению организации концертов. Это, в свою очередь, привело к разделению звукорежиссеров на концертных и мониторных. Работа на сцене стала отдельной профессией наравне с профессией концертного звукорежиссера.

Суть работы мониторного звукорежиссера состоит в том, чтобы артисты на сцене слышали себя и друг друга. Это делает возможным повысить качество работы музыкантов к всеобщему удовлетворению. Как правило, звукорежиссер должен одновременно выполнить три задачи:

– обеспечить музыкантов персональным миксом, который удовлетворяет их нужды;

– обеспечить снижение такого негативного эффекта, как влияние мониторного звука на звучание в зале, напрямую или через систему звукоусиления зала;

– избежать возникновения акустической обратной связи.

Кроме непосредственно выступления, мониторный звукорежиссер участвует в подготовке концерта, решая следующие задачи:

– предложить артисту мониторную систему, удовлетворяющую его требованиям;

– убедиться в эффективности мониторной системы на сцене.

Работа со сценическими мониторами решает совершенно иную задачу, чем работа со звуком в зале. На сцене пересекаются требования артистов, звукорежиссеров, производителей оборудования и даже юристов (последнее связано с тем, что нормативы Европейского Союза запрещают работу, если на рабочем месте звуковое давление превышает 85 децибел).

Плоды работы на сцене не рассчитаны на массы. Эта работа «заточена» под специфические требования каждого исполнителя, его желания и особенности. Этим сценический мониторинг значительно отличается и от звукозаписи, и от работы звукорежиссера зала.

Существуют определенные правила плодотворной работы. Мониторный инженер обеспечивает одновременно несколько миксов, и для группы из четырех человек может понадобиться от восьми до десяти различных миксов.

Баланс, требуемый артистом, часто не очень приятно слушать. В зависимости от положения на сцене, артист слышит рядом расположенные инструменты и мониторы и в связи с этим может потребовать такой баланс, который будет казаться несбалансированным при прослушивании в любом другом месте. Это значит, что у мониторного звукорежиссера нет возможности судить о качестве звучания на основании собственных ощущений. Не следует путать собственное ощущение правильного звука с ощущением артиста.

Ошибки не могут быть исправлены, потому что вся работа происходит в режиме реального времени и аудитория заметит ошибку. Поэтому к звукорежиссеру предъявляются повышенные требования по умению реагировать очень быстро, так как не существует кнопки отмены ошибочно сделанного шага.

Надо быть реалистом: при работе с незнакомой группой, все, что можно предложить, – это свою попытку наилучшим образом выполнить работу. Не следует пытаться «изобрести велосипед» в первый день знакомства с коллективом, вместо этого надо постараться понять требования музыкантов. Собственные предложения по работе со звуком лучше оставить на потом, когда будет больше времени на эксперименты.

Звукорежиссер должен быть немного психотерапевтом: он должен различать требования гитариста, стоящего рядом с громко звучащим гитарным усилителем и требующего услышать в мониторе звук своей же гитары, и гитариста, желающего услышать клавишника, расположенного на другом конце сцены.

Размещение мониторов является важным элементом успешной работы. Мониторы должны быть обращены в лицо артистам и не звучать в сторону акустических инструментов. Следует избегать направления излучения мониторов в сторону микрофонов и зрительного зала. Мониторы для барабанщика (drum fill) ставятся сбоку от барабанов и направляются таким образом, чтобы звук не попадал на микрофоны томов и оверхедов. Для этого акустическая система кладется на бок, что позволяет сузить диаграмму направленности по горизонтали.

Особого внимания требует конфигурация из двух рядом стоящих мониторов, подключенных параллельно к одному усилителю. Эта конфигурация создает дополнительную интерференцию, способную вызвать неравномерное звучание.

При настройке мониторов должно учитываться влияние низких частот, проникающих на сцену от портальной звуковой системы. Наиболее эффективным способом борьбы с этим явлением является более «сухая» настройка мониторов – так, чтобы низкочастотный отзвук портальной системы стал компонентом общего звучания на сцене. Не следует пытаться поднимать громкость мониторов на сцене, так как это может привести к заметному присутствию мониторного звука в зале, вызывая бубнящую окраску общего звучания.

Надо использовать направленность инструментальных акустических систем. Наклон гитарного кабинета назад-вверх, разворот басового кабинета в сторону могут снизить уровень мешающего звука.

Разведение инструментов со схожим тембром по разным мониторам позволит повысить разборчивость благодаря пространственной локализации. В случае, если один и тот же инструмент должен поразному звучать в разных мониторных линиях, лучше использовать параллельное включение инструмента в две ячейки микшерного пульта, что дает возможность выстроить два разных тембра инструмента.

Микширование мониторного звука с пульта в зале

Не всегда есть возможность иметь отдельный мониторный микшерный пульт, поэтому приходится работать без мониторного звукорежиссера. В этом случае для создания мониторного микса используется пульт зала – решение более дешевое, но не всегда худшее. На некоторых площадках нет места не только для мониторного пульта, но даже не помещается больше трех мониторов. Этот способ эффективен при малом количестве мониторных миксов и линий. Более сложная работа, например применение персональных ушных мониторов или использование каких-либо эффектов обработки звука, будет затруднена в такой конфигурации.

На Рис. 1 показана типичная схема соединений, когда мониторы управляются с пульта из зала.

Рис 1

Фото статьи

Это базовая конфигурация для небольшой сцены.Портальная звуковая система состоит из двух групп акустических систем, без субвуферов и малых систем для первых рядов (front fill). Играет группа из четырех человек – вокалист, гитарист, басист и барабанщик. Каждый музыкант имеет персональный монитор, а вокалист имеет два, включенных параллельно. Микшерный пульт может иметь 24 канала, шесть Aux-посылов, два выхода.

При большом количестве мониторных миксов увеличивается объем работы с мониторами, и такая конфигурация становится нецелесообразной.

Микширование с пульта на сцене

Более удобной для работы с мониторами на сцене будет отдельная специальная мониторная консоль.

Включение мониторного пульта через сплиттер позволяет обеспечить полностью независимую работу двух звукорежиссеров (рис. 2).

Рис. 2

Фото статьи

Существенный недостаток такой конфигурации – стоимость.

Специализированная микшерная консоль и сплиттер обеспечивают наилучшие возможности удовлетворить требования артистов (как при использовании персональных ушных мониторов, так и обычных напольных) независимо от управления звуком в зале.

На рис.3 показана мониторная система среднего размера, где каждый музыкант имеет свой монитор.

Рис 3

Фото статьи

Для вокалиста предназначены два монитора, а для барабанщика добавлен субвуфер. По бокам сцены расположены дополнительные мониторы-«прострелы» (side fill). Они рассчитаны на покрытие ближайшей зоны сцены, поэтому каждая сторона сцены имеет свой независимый микс. Было бы ошибкой считать, что боковые мониторы – это стереосистема, потому что музыкант, находящийся с одной стороны сцены, не может слышать звучание мониторов, находящихся с другой стороны.

Конструктивные особенности напольных мониторов

Мониторные громкоговорители являются обычными акустическими системами, имеющими особую клиновидную форму, за что и получили название wedges. Основное требование к таким мониторам – неискаженное воспроизведение вокального диапазона, что необходимо для обеспечения высокой разборчивости. Мониторы не должны звучать, как концертная система зала, но обязаны иметь минимальные искажения, потому что звучание мониторов неизбежно попадает в микрофоны, находящиеся на сцене, а оттуда в зрительный зал. Звуковое давление таких мониторов должно быть достаточно высоким, но это нужно не для создания высокой громкости, а для неискаженного воспроизведения пиков живого необработанного компрессорами сигнала.

С появлением мощных громкоговорителей практически перестали применяться крупногабаритные мониторы с 15" динамиками и стандартными стали мониторы с 12" громкоговорителями, и даже появились мониторы с 10" громкоговорителями. Стремление к миниатюризации привело к популярности коаксиальных мониторов, где высокочастотная головка излучает звук через отверстия в магнитной системе громкоговорителя. Мониторы с такими громкоговорителями имеют небольшую высоту и за это любимы телевизионными режиссерами.

Персональные ушные мониторы

В конце 70-х различные изобретатели пробовали создать систему персональных мониторов. Огромный успех компактных кассетных магнитофонов Sony Walkman дал толчок к созданию мониторов на базе миниатюрных головных телефонов. Эти устройства сочетали возможности Hi-Fi техники с технологиями радиовещания и слуховых аппаратов.

Первые персональные мониторы (IEM, In-Ear Monitoring) можно было только арендовать, поскольку они были чрезвычайно дорогими и требовали отдельного специально обученного техника, обслуживающего «закрытую» технологию. Они представляли собой похожий на Sony Walkman карманный радиоприемник, принимавший два аудиоканала с радиолюбительского передатчика мощностью 3 ватта. В системе использовались два направленных микрофона-“пушки”, снимавших со сцены сигнал, который затем подмешивался в мониторный микс. Первые системы были дорогими, передатчики работали нелегально, а недоработки, вроде ухода частоты и пропадания сигнала, омрачали работу музыкантов. Наушники создавали  дискомфорт уже после нескольких минут работы.

Одним из первых пользователей персональных мониторов был Стиви Уандер, что помогло распространению этой технологии среди других музыкантов.

Некоторые исполнители финансировали разработки, среди них группа «Стив Миллер Бэнд». Для нее в 1984 году была разработана заказная радиосистема, рассчитанная на четырех музыкантов. Система обошлась в огромную сумму 65000 долларов! Она была монофонической, вызывала пространственную дезориентацию и утомляла даже на малой громкости. После проверки на концерте группа от системы отказалась и доработала тур с обычными мониторами.

Современные IEM-системы позволяют передавать по радиоканалу двойной моносигнал, а некоторые приемники могут смешивать эти сигналы в моно. Если по одному каналу передавать вокал, а по другому инструменты, то одним и тем же передатчиком можно обслуживать нескольких музыкантов и вокалиста, причем каждый из них может самостоятельно прямо во время выступления устанавливать индивидуальный баланс между вокалом и инструментами.

Еще один практический вариант использования персональных мониторов – это сформировать общий инструментальный микс и подать его на один из входов каждого передатчика. На другой вход передатчика подается персональный микс музыканта. В этом случае, смешивая в приемнике два моносигнала, каждый музыкант может регулировать баланс между общим и персональным миксом. Другой случай – играющий бэк-вокалист, например гитарист. Подавая в один канал инструмент, а в другой вокал, этому исполнителю предоставляется возможность регулировать баланс между вокалом и инструментом.

Некоторые приемы работы были бы невозможны без IEM-радиомониторов. Например, работа на вынесенной в зал сцене – по причине запаздывающего из порталов звука. Системы IEM-мониторов прошли большой путь, чтобы стать рабочим инструментом.

Вибратор

Одной из замечательных новинок последних лет являются НЧ-вибраторы (buttkicker), устанавливаемые на стул барабанщика. Они хорошо сочетаются с персональными ушными мониторами, что значительно снижает требования к напольным мониторам для

барабанщика (drum fill). Например, можно использовать проводной IEM-монитор PSM600+E5 и дополнительно подавать сигнал с отдельного аукс-посыла на вибратор. Микс, в котором смешиваются большой барабан, томы и немного малого барабана, регулирует в данном случае сам барабанщик.

Вибратор

Фото статьи

Частота раздела между IEM-мониторами и вибратором устанавливается кроссовером в районе 200…220 Гц. Однако не все барабанщики считают такое технологическое решение полной заменой хороших мониторов drum fill, потому что реальный мощный субвуфер дает отличную разборчивость внизу. Пожалуй, наилучшей комбинацией является сочетание вибратора и субвуфера, но это приводит к тому, что звукорежиссеру необходимо формировать для мониторов барабанщика три разных микса. Особенностью эксплуатации вибраторов является то, что не каждый усилитель способен надежно работать с этим устройством.

17 декабря 2015

Сергей Левшин

Пока никто еще не оставлял комментарии. Вы можете быть первым.

Возможность оставлять комментарии доступна только для зарегистрированных пользователей.

Новые статьи

Итоги XIX Конкурса имени Бабушкина

18 мая 2022

Церемония награждения лауреатов

11 мая 2022

Участники XIX Всероссийского Конкурса творческих работ студентов-звукорежиссеров им. Виктора Бабушкина

10 апреля 2022

Положение о Девятнадцатом Всероссийском конкурсе творческих работ студентов-звукорежиссеров имени В.Б. Бабушкина

02 марта 2022

149 конгресс AES – научные результаты

10 января 2021

Звукорежиссеры на Национальном открытом чемпионате творческих компетенций Artmasters

30 октября 2020

148 конгресс AES - научные результаты

12 августа 2020

Стереофонические микрофонные системы

01 июля 2020

Аналоговые системы шумоподавления

19 июня 2020

Результаты XVIII Всероссийского Конкурса творческих работ студентов-звукорежиссеров им. В.Б. Бабушкина

02 мая 2020