все о профессиональном звуке

Консоли-контроллеры

Персональный компьютер стал использоваться для профессиональной записи, монтажа и обработки звука в конце 1980-х годов. Тогда это были только компьютеры Apple Macintosh с аппаратно-программными комплексами Digidesign Sound Tools (позже эволюционировавший в известный всем Pro Tools), Sonic Solutions Sonic System и др.

Одновременно с появлением звуковых рабочих станций на базе персональных компьютеров стали выпускаться и отдельные автономные системы (turnkey), функционально близкие к компьютерным, но имеющие иную конструкцию. Turnkey-станции – это либо аналог компьютера, но со своими собственными операционной системой и аппаратной частью, либо модульная конструкция, объединяющая в одном корпусе интерфейсную часть (конвертеры), микшерную консоль, рекордер и блок встроенных эффектов. Этот тип оборудования был очень популярен в начале цифровой эры, но постепенно с ростом производительности ПК утратил актуальность и сошел со сцены.

При работе на персональном компьютере в распоряжении звукоинженеров и композиторов была лишь стандартная компьютерная периферия – клавиатура и мышь. Конечно, для тех, кто начинал работать еще на старых компьютерах без мыши, ее появление было настоящей революцией в эргономике: стало возможным перемещать курсор куда угодно и очень быстро, в отличие от архаичного нажимания стрелок "вверх-вниз" и "вправо-влево" на клавиатуре. Мышь как управляющее устройство оказалась очень удачным изобретением, и с тех пор она и ее модификации в виде трекбола, трекпада, джойстика, пера с графическим планшетом и т.п. продолжают активно применяться, хотя сенсорные экраны, безусловно, через некоторое время вытеснят "двухмерный координатный манипулятор".

Однако по сравнению с привычным студийным оборудованием клавиатуры и мыши для управления рабочей станцией маловато: на экранном микшере можно было подвинуть с помощью мыши только один фейдер, в отличие от микшеров железных, где звукорежиссер мог задействовать все десять пальцев, а также при необходимости и пальцы ассистентов… Для того чтобы сделать работу более удобной, некоторым клавишам на клавиатуре присваивались функции, характерные для пульта управления студийными магнитофонами: старт, стоп, запись, ускоренная перемотка вперед или назад, отмотка к определенному месту фонограммы и т.п.

Со временем стало понятно, что при многочасовой работе на звуковой рабочей станции "мышиная возня" утомляет: если при графическом монтаже фонограммы мышь или другой манипулятор незаменимы, то, как уже сказано, перемещение фейдеров на виртуальном микшере, поворачивание ручек на нем же или виртуальном приборе обработки с помощью мыши бывает неудобным. Некоторые производители программ, зная об этом, до сих пор предлагают альтернативу – клавиатурный ввод числовых значений параметров вместо перемещения мыши. zо это представляется шагом назад от современного графического к устаревшему знаковому интерфейсу.

К тому же большинству профессиональных звукорежиссеров и инженеров пока еще привычны настоящие физические органы управления: фейдеры, ручки, кнопки, колеса, потенциометры, и работа мышью нередко оказывается дискомфортной. Более того, некоторые операции и вовсе невозможны при использовании традиционных компьютерных периферийных устройств, например одновременная манипуляция несколькими органами управления, в том числе перемещение нескольких произвольно выбранных не соседних фейдеров или перемещение фейдера и регулятора панорамы и т.п.

Когда конфликт между функциональными возможностями программного обеспечения и их эргономическим воплощением стал очевидной проблемой, инженеры взялись за разработку нового типа профессионального звукового оборудования для звуковых рабочих станций, получившего впоследствии название консоль-контроллер (Control surface, controlling console и т.п.).

Что же представляет собой консоль-контроллер?

Правильнее всего будет определить это устрйство как многофункциональную автономную аппаратную панель управления компьютерной звуковой рабочей станцией.

 Первая консоль-контроллер Mackie HUI

Фото статьи

Первые консоли-контроллеры во многом повторяли конструкцию и органы управления аналоговых микшеров. Они содержали фейдеры, ручки регуляторов эквалайзера, панорамы и т.п. и даже имели микрофонные входы. Но они включали и дополнительные функции, такие как органы управления рекордером (ранее эту роль выполнял отдельный и довольно дорогой пульт для студийного магнитофона). Правда, к этому моменту и аналоговые магнитофоны сошли со сцены, уступив место рабочим станциям, для управления которыми и предназначены консоли-контроллеры.

Первые консоли-контроллеры JL Cooper МСS-3000

Фото статьи

По мере развития и появления все новых моделей консолей-контроллеров некоторые производители стали склоняться к "экономичному" подходу: для уменьшения количества органов управления многие из них сделали многофункциональными и назначаемыми, когда тому или иному элементу управления (фейдеру, потенциометру, кнопке и др.) можно назначить выполнение той или иной функции или задачи. Многофункциональность органов управления привела к необходимости внедрения визуальной системы контроля, в которой бы производился выбор функции и наблюдение за ее работой. Так в консоли-контроллеры стали встраивать большие графические дисплеи, на которых отображается множество различных параметров. В настоящее время все больше консолей оснащается сенсорными экранами, избавляющими от необходимости устанавливать на панели физические элементы управления.

Первая консоль-контроллер Digidesign ProControl

Фото статьи

Важным шагом стало внедрение в консоли контроллеры систем автоматизации: моторизованных фейдеров, блоков памяти и программирования статических и динамических параметров проекта. Для работы с аудиовизуальными программами, например в кино и телевидении, важным функциональным компонентом консолей-контроллеров является наличие синхронизации. В некоторых случаях консоль-контроллер может являться главным устройством (master), так как синхрогенератор встраивается в него.

Консоль-контроллер позволяет работать со звуковой рабочей станцией как в обычной студии: производить запись, нажимая кнопки управления рекордером, микшировать треки с помощью фейдеров, управлять эквалайзерами и другими приборами обработки, в том числе программными модулями-плагинами, посредством привычных поворотных регуляторов. Следует, однако, понимать, что эти поворотные регуляторы – не настоящие потенциометры, а VCA-регуляторы, изменяющие не аналоговый сигнал, а числовые данные, вводимые в процессор.

Первая миниатюрная консоль-контроллер  JL Cooper СS-10X

Фото статьи

Важнейшим вопросом работы консоли-контроллера в системе записи является коммутация с компьютером. Первые контроллеры для работы с MIDI-секвенсерами использовали протокол MIDI, но для звуковых рабочих станций MIDI-протокол был недостаточно быстрым и малоинформативным в плане передаваемых команд. Поэтому для управления стали использовать последовательный протокол RS-422 и его аналоги от фирм-производителей: Roland, Sony, Tascam, Yamaha и пр. Современные консоли-контроллеры малого формата чаще всего основаны на интерфейсе USB  – его цифрового потока достаточно не только для управления станцией, но и для передачи нескольких каналов цифрового аудио. Есть и контроллеры, использующие интерфейс FireWire.

Современная консоль-контроллер  AVID S6

Фото статьи

Консоли-контроллеры бывают разного размера и функциональной оснащенности, однако имеется несколько обязательных компонентов:

  • VCA-фейдеры, статические или моторизованные;
  • кнопки маршрутизации сигнала;
  • кнопки локатора;
  • кнопки управления записью и воспроизведением
  • ("транспорт-контроль");
  • органы назначения функций;
  • дисплей с тайм-кодом, дорожками, параметрами
  • обработки, маршрутизации и другой информацией;
  • индикаторы входного сигнала (или индикаторы
  • уровня).

Помимо этих базовых функций консоль-контроллер может иметь и дополнительные:

  • возможность аппаратного управления параметрами программных модулей-плагинов;
  • возможность отмены-повтора действия;
  • возможность подключения педали;
  • колесо jog-shuttle для ввода данных и замедленного воспроизведения;
  • возможность каскадирования нескольких консолей для расширения системы.

Управляющие команды, передаваемые от консоли-контроллера к рабочей станции, можно разделить на несколько групп:

  • команды управления уровнем сигнала, когда аппаратный фейдер управляет виртуальными экранными фейдерами;
  • команды управления уровнем входной чувствительности, когда аппаратный регулятор управляет соответствующим параметром на аудиокарте или предусилителе в блоке АЦП;
  • команды управления положением сигнала данного канала в стереобазе, когда аппаратный регулятор панорамы управляет виртуальным, вводя данные о смещении источника от центрального положения;
  • команды управления программными модулями частотной, динамической и пространственной обработки, эффектов и т.п.;
  • команды управления маршрутизацией сигнала, включающие переключение входов и выходов, изменение внутренней коммутации, посылы-
  • возвраты на программные модули обработки;
  • команды управления переключением активныхканалов, их включением и отключением;
  • команды управления записью и воспроизведением;
  • команды управления локатором и расстановкой временных меток (маркером);
  • команды управления временной позицией фонограммы;
  • команды управления файлами и окнами программы (открытие и закрытие файла или окна, сохранение файла и т.п.);
  • команды управления статической и динамической фиксацией состояния параметров системы (запоминания и вызова сцен и установок).

В последнее время наблюдается тенденция функционального сближения цифровых микшеров и консолей-контроллеров. Многие цифровые пульты имеют на лицевой панели кнопки транспорт-контроля, а на панели разъемов – MIDI-порты и интерфейсы управления. В свою очередь, многие консоли-контроллеры имеют микрофонные и линейные входы, встроенные АЦП (а иногда и ЦАП). Таким образом, происходит сближение этих разных типов устройств.

Современная консоль-контроллер AVID S3

Фото статьи

Еще одна тенденция – расширенное внедрение контроллеров в другие сферы профессионального звука. Это и диджейские комплекты, и использование рабочих станций в концертной работе на сцене и др. Такие контроллеры имеют компактные размеры и необходимые для конкретного вида работы специализированные функции, например управление включением записанных семплов, кросс-фейды и т.п.

Самой последней тенденцией является появление миниатюрных беспроводных контроллеров и использование в качестве таковых портативных мобильных устройств вроде смартфона с соответствующими программами (апплетами). Еще пять лет назад мысль об использовании iPhone или iPad в качестве дистанционного контроллера, управляющего полноценной профессиональной звуковой рабочей станцией или концертной микшерной консолью, казалась фантазией, но сейчас эта возможность реализована большинством производителей FOH-микшеров. И это наверняка не предел, ведь предугадать облик и возможности грядущей техники – дело непростое... 

10 декабря 2015

Анатолий Вейценфельд

Пока никто еще не оставлял комментарии. Вы можете быть первым.

Возможность оставлять комментарии доступна только для зарегистрированных пользователей.

Новые статьи

Итоги XIX Конкурса имени Бабушкина

18 мая 2022

Церемония награждения лауреатов

11 мая 2022

Участники XIX Всероссийского Конкурса творческих работ студентов-звукорежиссеров им. Виктора Бабушкина

10 апреля 2022

Положение о Девятнадцатом Всероссийском конкурсе творческих работ студентов-звукорежиссеров имени В.Б. Бабушкина

02 марта 2022

149 конгресс AES – научные результаты

10 января 2021

Звукорежиссеры на Национальном открытом чемпионате творческих компетенций Artmasters

30 октября 2020

148 конгресс AES - научные результаты

12 августа 2020

Стереофонические микрофонные системы

01 июля 2020

Аналоговые системы шумоподавления

19 июня 2020

Результаты XVIII Всероссийского Конкурса творческих работ студентов-звукорежиссеров им. В.Б. Бабушкина

02 мая 2020