Персональный компьютер стал использоваться для профессиональной записи, монтажа и обработки звука в конце 1980-х годов. Тогда это были только компьютеры Apple Macintosh с аппаратно-программными комплексами Digidesign Sound Tools (позже эволюционировавший в известный всем Pro Tools), Sonic Solutions Sonic System и др.
Одновременно с появлением звуковых рабочих станций на базе персональных компьютеров стали выпускаться и отдельные автономные системы (turnkey), функционально близкие к компьютерным, но имеющие иную конструкцию. Turnkey-станции – это либо аналог компьютера, но со своими собственными операционной системой и аппаратной частью, либо модульная конструкция, объединяющая в одном корпусе интерфейсную часть (конвертеры), микшерную консоль, рекордер и блок встроенных эффектов. Этот тип оборудования был очень популярен в начале цифровой эры, но постепенно с ростом производительности ПК утратил актуальность и сошел со сцены.
При работе на персональном компьютере в распоряжении звукоинженеров и композиторов была лишь стандартная компьютерная периферия – клавиатура и мышь. Конечно, для тех, кто начинал работать еще на старых компьютерах без мыши, ее появление было настоящей революцией в эргономике: стало возможным перемещать курсор куда угодно и очень быстро, в отличие от архаичного нажимания стрелок "вверх-вниз" и "вправо-влево" на клавиатуре. Мышь как управляющее устройство оказалась очень удачным изобретением, и с тех пор она и ее модификации в виде трекбола, трекпада, джойстика, пера с графическим планшетом и т.п. продолжают активно применяться, хотя сенсорные экраны, безусловно, через некоторое время вытеснят "двухмерный координатный манипулятор".
Однако по сравнению с привычным студийным оборудованием клавиатуры и мыши для управления рабочей станцией маловато: на экранном микшере можно было подвинуть с помощью мыши только один фейдер, в отличие от микшеров железных, где звукорежиссер мог задействовать все десять пальцев, а также при необходимости и пальцы ассистентов… Для того чтобы сделать работу более удобной, некоторым клавишам на клавиатуре присваивались функции, характерные для пульта управления студийными магнитофонами: старт, стоп, запись, ускоренная перемотка вперед или назад, отмотка к определенному месту фонограммы и т.п.
Со временем стало понятно, что при многочасовой работе на звуковой рабочей станции "мышиная возня" утомляет: если при графическом монтаже фонограммы мышь или другой манипулятор незаменимы, то, как уже сказано, перемещение фейдеров на виртуальном микшере, поворачивание ручек на нем же или виртуальном приборе обработки с помощью мыши бывает неудобным. Некоторые производители программ, зная об этом, до сих пор предлагают альтернативу – клавиатурный ввод числовых значений параметров вместо перемещения мыши. zо это представляется шагом назад от современного графического к устаревшему знаковому интерфейсу.
К тому же большинству профессиональных звукорежиссеров и инженеров пока еще привычны настоящие физические органы управления: фейдеры, ручки, кнопки, колеса, потенциометры, и работа мышью нередко оказывается дискомфортной. Более того, некоторые операции и вовсе невозможны при использовании традиционных компьютерных периферийных устройств, например одновременная манипуляция несколькими органами управления, в том числе перемещение нескольких произвольно выбранных не соседних фейдеров или перемещение фейдера и регулятора панорамы и т.п.
Когда конфликт между функциональными возможностями программного обеспечения и их эргономическим воплощением стал очевидной проблемой, инженеры взялись за разработку нового типа профессионального звукового оборудования для звуковых рабочих станций, получившего впоследствии название консоль-контроллер (Control surface, controlling console и т.п.).
Что же представляет собой консоль-контроллер?
Правильнее всего будет определить это устрйство как многофункциональную автономную аппаратную панель управления компьютерной звуковой рабочей станцией.
Первая консоль-контроллер Mackie HUI
Первые консоли-контроллеры во многом повторяли конструкцию и органы управления аналоговых микшеров. Они содержали фейдеры, ручки регуляторов эквалайзера, панорамы и т.п. и даже имели микрофонные входы. Но они включали и дополнительные функции, такие как органы управления рекордером (ранее эту роль выполнял отдельный и довольно дорогой пульт для студийного магнитофона). Правда, к этому моменту и аналоговые магнитофоны сошли со сцены, уступив место рабочим станциям, для управления которыми и предназначены консоли-контроллеры.
Первые консоли-контроллеры JL Cooper МСS-3000
По мере развития и появления все новых моделей консолей-контроллеров некоторые производители стали склоняться к "экономичному" подходу: для уменьшения количества органов управления многие из них сделали многофункциональными и назначаемыми, когда тому или иному элементу управления (фейдеру, потенциометру, кнопке и др.) можно назначить выполнение той или иной функции или задачи. Многофункциональность органов управления привела к необходимости внедрения визуальной системы контроля, в которой бы производился выбор функции и наблюдение за ее работой. Так в консоли-контроллеры стали встраивать большие графические дисплеи, на которых отображается множество различных параметров. В настоящее время все больше консолей оснащается сенсорными экранами, избавляющими от необходимости устанавливать на панели физические элементы управления.
Первая консоль-контроллер Digidesign ProControl
Важным шагом стало внедрение в консоли контроллеры систем автоматизации: моторизованных фейдеров, блоков памяти и программирования статических и динамических параметров проекта. Для работы с аудиовизуальными программами, например в кино и телевидении, важным функциональным компонентом консолей-контроллеров является наличие синхронизации. В некоторых случаях консоль-контроллер может являться главным устройством (master), так как синхрогенератор встраивается в него.
Консоль-контроллер позволяет работать со звуковой рабочей станцией как в обычной студии: производить запись, нажимая кнопки управления рекордером, микшировать треки с помощью фейдеров, управлять эквалайзерами и другими приборами обработки, в том числе программными модулями-плагинами, посредством привычных поворотных регуляторов. Следует, однако, понимать, что эти поворотные регуляторы – не настоящие потенциометры, а VCA-регуляторы, изменяющие не аналоговый сигнал, а числовые данные, вводимые в процессор.
Первая миниатюрная консоль-контроллер JL Cooper СS-10X
Важнейшим вопросом работы консоли-контроллера в системе записи является коммутация с компьютером. Первые контроллеры для работы с MIDI-секвенсерами использовали протокол MIDI, но для звуковых рабочих станций MIDI-протокол был недостаточно быстрым и малоинформативным в плане передаваемых команд. Поэтому для управления стали использовать последовательный протокол RS-422 и его аналоги от фирм-производителей: Roland, Sony, Tascam, Yamaha и пр. Современные консоли-контроллеры малого формата чаще всего основаны на интерфейсе USB – его цифрового потока достаточно не только для управления станцией, но и для передачи нескольких каналов цифрового аудио. Есть и контроллеры, использующие интерфейс FireWire.
Современная консоль-контроллер AVID S6
Консоли-контроллеры бывают разного размера и функциональной оснащенности, однако имеется несколько обязательных компонентов:
Помимо этих базовых функций консоль-контроллер может иметь и дополнительные:
Управляющие команды, передаваемые от консоли-контроллера к рабочей станции, можно разделить на несколько групп:
В последнее время наблюдается тенденция функционального сближения цифровых микшеров и консолей-контроллеров. Многие цифровые пульты имеют на лицевой панели кнопки транспорт-контроля, а на панели разъемов – MIDI-порты и интерфейсы управления. В свою очередь, многие консоли-контроллеры имеют микрофонные и линейные входы, встроенные АЦП (а иногда и ЦАП). Таким образом, происходит сближение этих разных типов устройств.
Современная консоль-контроллер AVID S3
Еще одна тенденция – расширенное внедрение контроллеров в другие сферы профессионального звука. Это и диджейские комплекты, и использование рабочих станций в концертной работе на сцене и др. Такие контроллеры имеют компактные размеры и необходимые для конкретного вида работы специализированные функции, например управление включением записанных семплов, кросс-фейды и т.п.
Самой последней тенденцией является появление миниатюрных беспроводных контроллеров и использование в качестве таковых портативных мобильных устройств вроде смартфона с соответствующими программами (апплетами). Еще пять лет назад мысль об использовании iPhone или iPad в качестве дистанционного контроллера, управляющего полноценной профессиональной звуковой рабочей станцией или концертной микшерной консолью, казалась фантазией, но сейчас эта возможность реализована большинством производителей FOH-микшеров. И это наверняка не предел, ведь предугадать облик и возможности грядущей техники – дело непростое...
10 декабря 2015
Анатолий Вейценфельд
Пока никто еще не оставлял комментарии. Вы можете быть первым.
Возможность оставлять комментарии доступна только для зарегистрированных пользователей.